С. была принята на работу в торговую компанию на сроке 25 недель беременности. Через полтора месяца ей предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено пособие.

ФСС отказал в зачете пособия, сославшись на создание искусственной ситуации для получения средств фонда. Установлено, что с предыдущего места работы С. уволена по собственному желанию на сроке беременности 13-14 недель, выполнение трудовой функции не доказано, а наличие трудового договора – недостаточное основание для выплаты пособия.

Суды трех инстанций (дело № А19-21369/2016) отменили решение фонда, установив, что необходимость трудоустройства работницы на позднем сроке беременности связана с внедрением новых компьютерных программ. В связи с увеличением объема документооборота (в том числе электронного), необходимостью оприходования фактических остатков товара в программе, технологическим изменением процесса торговли и отсутствием компьютерной грамотности у работающих продавцов была открыта вакансия продавца.

Резюме С. полностью соответствовало предъявляемым требованиям к вакансии, уровень ее знаний, опыт работы, навыки и знания оказались достаточными для работы в осваиваемых компьютерных программах. Более того, С. успешно прошла тестовое задание, а иных кандидатов с необходимыми знаниями на данную должность не было. При этом отказ в трудоустройстве по причине беременности ТК запрещен.

Пособие выплачено, а наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности, указала кассация (Ф02-5677/2017 от 11.12.2017).