В течение 2 лет число мобильных работников в западных компаниях вырастет на 30% по сравнению с сегодняшними показателями. В России эта тенденция пока не столь популярна – по прогнозам экспертов, число удаленно работающих специалистов за тот же период увеличится не более чем на 10%.

Уже в ближайшие годы одним из главных итогов динамичного развития мобильных технологий может стать увеличение числа сотрудников, работающих вне офиса. К такому выводу пришел британский телеком-гигант O2, который провел масштабное исследование среди руководителей бизнеса в Соединенном Королевстве. Более половины участвовавших в опросе бизнесменов ожидают, что в течение 2 лет число так называемых "мобильных" работников в их компании вырастет на 30% по сравнению с сегодняшними показателями.

В мобильные сотрудники зачислили как тех работников, которые постоянно находятся в разъездах, так и тех, кто работает из дома. В качестве основной причины роста числа таких сотрудников авторы исследования называют масштабный сдвиг в культуре труда. Новое время требует более гибких и оперативных работников, независимых от офисных ограничений. Ветер перемен почувствовало большинство британских компаний: о планах переустройства коммуникационной инфраструктуры заявили 72% респондентов, и почти все они (85%) собираются уделить особое внимание гибкости рабочего процесса.

"Мобильная культура – желание и возможность работать удаленно с использованием собственных гаджетов, в любой точке мира – тренд в среде поколения Y. "Игреки" отличаются особым образом мышления и своими ценностями, среди которых на первом месте стоит свобода. В контексте работы – это отсутствие привязанности к конкретному работодателю, возможность самому планировать свое рабочее время и гибкий подход к решению задач. Для специалистов подобного склада мышления и характера удаленная работа – благо, ради которого можно поступиться даже размером зарплаты. Работодатели видят тенденцию и стараются удовлетворить запросы молодого поколения", – пояснила Александра Гросс, главный редактор Rabota.ru.

Чаша весов склонилась в пользу мобильных сотрудников, когда компании начали все активнее осваивать корпоративную политику Bring Your Own Device ("принеси свой собственный девайс") и позволять своим работникам пользоваться на работе личными гаджетами. Участники исследования O2 заявили, что эта политика принесет большую пользу. Среди ее основных преимуществ они назвали увеличение оперативности и гибкости бизнеса (91% опрошенных), сокращение бюджетных расходов (83%) и увеличение продуктивности по всем направлениям (79%). "Концепция BYOD и ее поддержка компаниями отражается в сокращении затрат на обеспечение корпоративными устройствами. В некоторых компаниях малого и среднего бизнеса мобильные девайсы являются полноценным мобильным рабочим местом сотрудника, что существенно снижает расходы на ИТ-поддержку", – считает Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом".

В России эта тенденция также будет приживаться, но не такими быстрыми темпами, считают эксперты. "Думаю, что через несколько лет в России в ИТ-сфере около 10% бывших офисных работников будут работать удаленно. Тренд, однако, на мой взгляд, сейчас направлен не в сторону полностью удаленной работы, а именно на фрагментарную возможность: часть дня или несколько дней (недель, месяцев) работать удаленно, имея при этом все условия для того, чтобы в любой момент приехать и работать в офисе. Такой формат работы мне кажется сейчас наиболее интересным и перспективным", – отметила Ольга Мананникова, директор по маркетингу HeadHunter.

Для самих работников победа BYOD (а эту политику практикует больше половины клиентов все той же O2) означает большую гибкость рабочего процесса. Принося на работу собственные смартфоны, ноутбуки и планшеты, они не только получают возможность работать со знакомым и комфортным оборудованием, но и могут распределять рабочее и личное время так, как им удобнее.

Сотрудники британских компаний также подчеркивают преимущества работы вне офиса. Так, в опросе, проведенном журналом Wired, 48% респондентов ответили, что вне офиса работают более продуктивно, а 49% – что при работе дома испытывают значительно меньший стресс. Тем не менее половина респондентов заявила, что, работая на ходу, они часто сталкиваются с отсутствием ключевых для работы вещей. 82% недовольных не нашли за пределами рабочего места быстрого интернета, 46% – зарядных устройств, 42% – тишины и покоя.

"Думаю, что средний и малый бизнес, будут стремиться реализовать концепцию мобильного рабочего места. Крупный бизнес будет использовать все преимущества удаленного доступа в корпоративную сеть, но полноценный офис останется основным местом для работы", – заключает Евгения Григорьева, рассуждая о перспективах развития удаленных рабочих мест в России в течение ближайшей пары лет.