За год отдача от инвестиций в персонал крупных компаний, работающих в России, заметно снизилась: от $2,7 до $1,5 выручки на каждый вложенный в сотрудников $1.
Ежегодное исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) HR Benchmarking Survey в 2010 г. было проведено в четвертый раз. Консультанты изучают эффективность систем управления персоналом. Во время финансовых спадов вопросы эффективности бизнес-процессов выходят на первый план, пишут они. Работодателям важно понимать, в каких областях можно добиться экономии, не снижая при этом качества продукта и уровня обслуживания клиентов. Но лишь менее трети гендиректоров крупных международных компаний обладают надежной информацией об эффективности инвестиций в сотрудников и одной из целей исследования было такую информацию собрать, отмечают консультанты.
Без отдачи
Исследователи смогли рассчитать несколько важных показателей — в том числе среднюю выручку из расчета на штатного сотрудника, общие затраты из расчета на штатного сотрудника, отношение затрат на вознаграждения к выручке и, наконец, отдачу от инвестиций в персонал.
Кризис привел к заметному снижению ряда важных показателей эффективности компаний, работающих в России. Так, медианное значение выручки на одного штатного сотрудника снизилось с $264 602 до $191 868. Для сравнения: в Европе этот показатель также снизился, но в значительно меньшей степени: с $243 758 до $218 636.
Общие затраты в расчете на одного сотрудника также сократились: с $217 030 до $184 504 в России и с $234 258 до $207 251 в Европе. Снизился и общий уровень производительности. Один из способов его измерения таков: вычисляют затраты компании на денежное вознаграждение и льготы и делят на выручку. Чем выше получается показатель, тем менее производительно работают сотрудники, утверждают консультанты. Если в 2008 г. это отношение в России составляло 9,6%, то в 2009 г. — 10,6%. В европейских компаниях производительность еще ниже — 21,0%.
Если в прошлом году по отдаче от инвестиций в персонал российские компании сильно опережали европейских коллег (на каждый вложенный $1 россиянам удавалось выжимать $2,7, а европейцам — лишь $1,2 выручки), то теперь заметно сблизились. В 2010 г. этот показатель в России снизился до $1,5, а в европейских странах не изменился.
«Снижение данного показателя отражает общую экономическую ситуацию, которая сложилась в предыдущем году, — говорит Руксандра Стоиан, партнер (консультационные услуги в области управления персоналом) PwC в России. — Поскольку отдача от инвестиций в персонал представляет собой соотношение выручки (с учетом затрат, не связанных с персоналом) и суммы, потраченной на сотрудников, снижение выручки многих российских компаний сыграло ключевую роль в общем уменьшении показателя отдачи от инвестиций в персонал. Если принять во внимание перспективу роста экономики в 2010 г., можно ожидать положительного изменения показателя».
«Все действительно так, — соглашается с выводами исследователей Татьяна Климентьева, директор по персоналу ИГ “Абсолют”. — Люди не стали хуже работать, их не стали меньше выжимать. Просто рынок до сих пор не оправился — выручка бизнеса существенно ниже докризисной».
Утекают меньше
Текучесть кадров в российских компаниях остается весьма высокой, утверждают консультанты. Ее измеряют с помощью показателя «коэффициент увольнений» (процент сотрудников, покинувших за год организацию вне зависимости от причины увольнений). Если в 2008 г. российские компании за год теряли почти каждого четвертого сотрудника (22,4%), то теперь — каждого пятого (20,4%). В Европе этот показатель стабильно ниже — 17,4%. «Текучесть персонала снижается из года в год, — прокомментировала данные Стоиан. — Вероятнее всего, это свидетельствует об изменении установки “хорошо там, где нас нет” в головах российских сотрудников».
Дорогой подбор
И это при том, что затраты на подбор новых сотрудников в России практически в два раза выше, чем в европейских странах, показывают результаты исследования. В данный показатель включаются все прямые издержки, связанные с подбором: реклама, использование услуг кадровых агентств и проведение презентаций в вузах, вплоть до непосредственно процедуры найма («скрининг», оценка, проведение собеседования), а также любые косвенные расходы, например в связи с переездом сотрудника.
Если в России медианное значение затрат на подбор составило в 2009 г. $1211, то в Европе — лишь $643. Справедливости ради надо сказать, что годом ранее затраты на подбор в России были гораздо ниже — $398 на человека.
Но вот по показателям затрат на управление персоналом, обучение и развитие российские компании довольно сильно отстают от европейских. Так, российские компании в 2009 г. тратили на обучение сотрудников в среднем лишь $175 в год на человека, а европейские — $374. Затраты на управление персоналом в России составили $380, а в Европе — $555. В затраты по управлению персоналом консультанты не включают затраты на обучение и развитие.
Перекос затрат на подбор персонала Климентьева связывает с тем, что в кризис были существенно оптимизированы штаты большинства крупных компаний, а в 2010 г. экономика оживилась и недостаток сотрудников стали активно восполнять: «А затраты на развитие в полной мере так и не восстановились. Но это не значит, что компании отказались от развития — просто перераспределили ресурсы. Мы, как и многие, перешли от внешнего обучения к внутреннему. Затраты на подбор у нас сейчас тоже выше, чем бюджет на развитие».
«Тенденция более чем логичная, — говорит Ирина Кривошеева, исполнительный директор УК “Альфа-капитал”. — Компании ищут лидеров, которые будут развивать новые проекты. Количество таких сотрудников ограничено, значит, стоимость их привлечения в компании возрастает. Обучение будет идти “догоняющим” темпом».
Однако, по ее словам, в их компании затраты на подбор персонала в 2010 г. снизились в 8 раз — за счет усиления направления внутреннего подбора — и более 90% вакансий, включая топ-менеджмент, закрываются внутренними силами.
Снижение отдачи от инвестиций в капитал Кривошеева связывает еще и с тем, что многие компании в 2010 г. стали кардинально менять и обновлять продуктовую линейку, технологический процесс и т. д. Это потребовало дополнительных инвестиций в обучение: «Нужно время, чтобы сотрудники привыкли к изменениям, поэтому эффект от инвестиций также будет с некоторым временным лагом».