Наиболее часто в самостоятельное плавание пускаются люди творческих профессий. С каждым годом так называемые "свободные художники" или фрилансеры все активнее начинают изменять жизненное пространство. Раньше они превращали собственные квартиры в home-office, теперь создают целый рынок услуг; фрилансеры уже готовы платить за инфраструктуру для своего бизнеса: порождая различного рода коворкинг-клубы, офис-кафе и даже фрилансеровские отели, пишет дальневосточный деловой еженедельник "Конкурент".

"Свободные агенты" давно перестали быть отдельной кастой. Сегодня к ним присоединяются и так называемые "мобильные служащие", те, кто как минимум 20% рабочего времени проводит вне офиса. В Приморье эта тенденция усугубляется еще и кадровым дефицитом почти во всех областях экономики. Профессионалов, не связанных жесткими трудовыми контрактами с какой-то одной фирмой, а выполняющих заказы сразу нескольких организаций, становится все больше.

Свобода выбора

Екатерина Лоншакова, руководитель филиала КА Kelly Services во Владивостоке: "По-моему, привлечение специалистов на временные проекты будет все более востребовано. Это позволит работодателю более эффективно использовать рабочее время специалиста и получать гарантированный результат, а специалисту - больше зарабатывать на нескольких параллельных проектах. По опыту работы нашего агентства могу сказать: во всем мире более половины осуществляемых нами проектов - это предоставление именно временного персонала".

Наиболее часто в самостоятельное плавание пускаются люди творческих профессий: веб-дизайнеры, программисты, фотографы, художники, то есть специалисты, самостоятельно развивающие и использующие собственные способности и таланты. "Среди фрилансеров немало профессионалов, получивших опыт работы в продвинутых компаниях и решивших применять свои знания на собственное благо вне душных кабинетов, - продолжает Лоншакова. - Это юристы, аудиторы, таможенные декларанты, бизнес-тренеры, оптимизаторы бизнес-процессов".

Сейчас к услугам фрилансеров прибегают, в основном, небольшие компании, желающие получить опытного специалиста за относительно небольшие деньги по сравнению с привлечением известных консалтинговых, аудиторских или тренинговых компаний. Крупные компании предпочитают традиционно брать специалистов в штат или обращаться за данной услугой в престижные компании-эксперты в своей области, которые, в свою очередь, достаточно часто привлекают фрилансеров.

Инфраструктура хромает

Несмотря на свою свободу фрилансеры нуждаются в инфраструктуре: часто в работе свободных профессионалов возникает момент, когда требуется подходящее помещение для проведения переговоров, презентации себя или своего проекта. Общение посредством интернета или home office для этих целей не подходит.

Коворкинг-клубы (от англ. сo-working, совместно работающие) - это модель работы, при которой несколько свободных специалистов снимают общее помещение, оставаясь независимыми и свободными, но не испытывая при этом недостатка в общении. Основная суть модели - помесячная аренда и территориальное объединение и организация сообщества для более эффективной работы участников. Коворкинг не накладывает особых ограничений ни на профессию и статус участника, ни на параметры помещения и сообщества.

Совместные офисы представляют собой довольно большие помещения с кухней, одной или несколькими переговорными и оборудованы необходимой офисной инфраструктурой - от Wi-Fi-интернета до принтеров и сканеров для обслуживания всех "постояльцев". Каждый, кто использует такую территорию на постоянной основе, платит ежемесячно определенную сумму, размер которой зависит от того, закреплено ли за ним рабочее место, стол целиком, или же он использует тот стол или диван, которые в данный момент свободны.

В США, например, многие коворкинг-офисы разрешают любому прийти и поработать без оплаты, но если человек становится постоянным посетителем, его просят оплатить рабочее место. Стоимость аренды стола и ключей для круглосуточного доступа в офис составляет в среднем $350 в месяц. Такие офисы удобны не только фрилансерам, но и компаниям, сотрудники которых разбросаны по разным городам или странам. Удобны они и тем, кто только выходит на новый для себя рынок (в незнакомом городе или стране) и не имеет при этом достаточного бюджета для съема полноценного офиса.

Представители ресторанной индустрии также зарабатывают на фрилансерах. В Москве уже стали появляться так называемые офис-кафе. Они предлагают своим посетителям круглосуточное пользование беспроводным интернетом и оргтехникой, а также несколько чашек кофе с булочек за определенную плату. Все дополнительные опции рассчитываются по дополнительному прайсу.

Однако ликвидность такого бизнеса еще не совсем понятна. Как отмечают в компании "Динас", до тех пор, пока во Владивостоке ощущается нехватка хорошо оборудованных офисов высокого класса, девелоперы не будут предлагать офисы меньшего класса. Всегда проще разделить 125 кв. м на две компании, чем предоставить условия для работы нескольким мелким.

По мнению Игоря Логиновских, регионального менеджера компании SC Johnson, если в Москве начали зарабатывать на свободных профессионалах, то процесс создания для них инфраструктуры скоро дойдет и до Владивостока. "Я не был бы столь категоричен, - говорит он. - Сегодня бизнес нуждается в свежей идеях.

Большинство рынков очень конкуренты и живут по давно знакомой схеме, поэтому если появляется новый канал вливания денег, то он становится интересен инвесторам".