Чтобы разобраться с системой единого налогового платежа, малый бизнес массово нанимает бухгалтеров.

Введение Единого налогового платежа (ЕНП) побудило владельцев малых и микропредприятий чаще прибегать к услугам профессиональных бухгалтеров. Хотя раньше многим удавалось обходиться без них.

С 1 января 2023 года начал действовать новый способ уплаты налогов, обязывающий физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей (ИП) уплачивать налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты на отдельный казначейский счёт, указывая сумму платежа и ИНН.

К переходу на ЕНП оказались не готовы все. В начале года у многих в личных кабинетах появилась недостоверная информация о налоговых долгах. В ФНС проблему признали и заявили, что до 1 марта не будут взыскивать отрицательное сальдо, чтобы налогоплательщики могли сверить свои расчёты с данными налоговой. Но начало марта избавления не принесло. Как рассказала бухгалтер частной практики Анна Негинская, посмотреть своё налоговое сальдо в личном кабинете в настоящий момент всё ещё невозможно — раздел, посвящённый ЕНП, по–прежнему не работает.

Тем временем у предпринимателей (особенно ИП) накопилось множество вопросов по поводу того, как перейти на новую систему так, чтобы не сбить собственные бизнес–процессы и движение средств, но и не оказаться налоговым должником из–за случайных ошибок. Разобраться без помощи специалиста в этом сложно, поэтому у многих микропредприятий может появиться новая статья расходов — на услуги внешнего бухгалтера. Малый и средний бизнес, как правило, имеет такого специалиста в штате, а вот владельцы микропредприятий и ИП обычно ведут бухгалтерию самостоятельно.

Руководитель Сообщества бухгалтеров частной практики Лидия Васильева подтверждает, что количество обращений к специалистам в связи с введением ЕНП действительно заметно растёт, вопросов много. В частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС поменялся интерфейс: в нём пока не видны остатки денег, которые перешли с прошлого года на этот. Соответственно, неясно, какую часть средств и куда распределят. Но и платежи текущего года тоже не видны. Это вызывает массовое непонимание у предпринимателей. И бухгалтеры далеко не всегда могут им помочь.

"Мы обращаемся в ФНС. Налоговая может на слух лично сообщить, какие у человека остатки. Но ведь это не тот официальный формат ответа, которого ожидают люди", — объясняет Васильева.

Второй момент — изменение сроков учёта по НДФЛ. Для него появился новая отчётная дата — 22–е число месяца. Получается, что выплаченная за полный месяц зарплата теперь учитывается в двух разных периодах. Та, что до 22–го числа, — в текущем месяце, а та, что после, — в следующем. Это вынуждает менять схему начисления авансов и основных выплат. Между тем работники привыкли к другим условиям и работодателю приходится объяснять им перемены, которые ему самому до конца непонятны.

Лидия Васильева полагает, что к апрелю заявок от бизнеса станет ещё больше. Пока ещё не все поняли, в чём состоит суть нововведений. А вот в следующем месяце как раз придёт волна новых налоговых отчётов.

"Их форма изменилась. Я думаю, что предприниматели чисто визуально не смогут понять конструкцию этих документов. Мы ждём заказчиков, чтобы помочь им заполнить отчёты нового образца и понять принцип единого налогового платежа", — говорит Лидия Васильева.

По словам собственника коттеджного посёлка "Ропшинская долина" в Ленинградской области Владимира Воробьёва, у всего малого бизнеса сейчас происходит период адаптации. "Система ЕНП имеет много преимуществ, но пока она непривычна: компании приходится перестраивать процессы уплаты налогов, изучая все тонкости. Трудности связаны в основном с новой формой отчётности: после перечисления денег на счёт нужно направлять уведомления в налоговую службу, без которых нужные суммы не будут списаны. При этом не для всех видов платежей такие уведомления нужны. То есть, с одной стороны, предполагается упрощение порядка платежей, а с другой — объём отчётности только повышается", — говорит он.

Чтобы привыкнуть к новым правилам и грамотно автоматизировать процессы, предпринимателям, по его мнению, хватит времени до конца 2023 года, который запланирован как переходный.

Основания полагать, что бухгалтеры в этом году будут нарасхват, опираются и на другие источники. Аналитики маркетплейса услуг YouDo.com выяснили, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на категорию "Юридическая и бухгалтерская помощь" за январь и февраль увеличился на 27%. Пользователи ищут бухгалтеров, которые возьмут на себя ведение отчётности компании, управленческий учёт, помогут навести порядок в документах и разобраться с налогами. Стоимость таких услуг варьируется очень широко: от 3,5 тыс. до 37 тыс. рублей.

Руководитель маркетинговых проектов "Авито Услуг" Иван Чулков говорит, что их статистика также подтверждает стремление представителей малого и среднего бизнеса чаще привлекать бухгалтеров. Спрос на такие услуги вырос на 39%, а объявлений стало больше на 20%.