В росте тарифов на электроэнергию виноваты не только поставщики топлива и перевозчики, но и сами энергетики. Как выяснила РБК daily, в 2011 году сбыты и сети получат примерно 22 млрд руб. прибыли, которая избыточно включена в тариф. Это примерно 1,5% от общей суммы платежей за электроэнергию в этом году.
Еще в феврале государство озаботилось тем, что в 2011 году в 38 регионах рост тарифов превысит запланированные 15%. Позже Минэнерго нашло виновников случившегося, среди которых оказались поставщики угля, газа и РЖД. Однако, по данным РБК daily, свою лепту в рост тарифов внесли и сами энергетики. В частности, сетевые компании заложили в оплату своих услуг лишнюю надбавку за потери электроэнергии.
Размер заложенных в тариф потерь для МРСК устанавливается региональными энергетическими комиссиями (РЭК) и составляет от 10 до 14%. В программы развития сетей заложено ежегодное уменьшение потерь в сетях на 1%, но в 2011 году норматив потерь был, наоборот, увеличен на 1,5%, с 7,5 до 9%, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Эта сумма в тарифе дает 15 млрд руб. дополнительной прибыли для МРСК, что составляет почти 1% от общей платы за электроэнергию. При этом в некоторых регионах потери меньше, а значит, потребители оплачивают лишнее. Представители Холдинга МРСК на запрос РБК daily не ответили.
Для Федеральной сетевой компании Минэнерго устанавливает четкие нормативы допустимых потерь, пояснил РБК daily представитель компании Дмитрий Грызунов. В 2011 году для линий классом напряжения 330 кВ и выше показатель составил 3,99%, для линий 220 кВ и ниже — 5,18%. В прошлом году потери в среднем составили 4,8%, отметил г-н Грызунов.
Еще 6—8 млрд «лишних» рублей, или 0,5% от тарифа, зарабатывают сбыты на оплате мощности генераторам. По правилам энергорынка эта оплата должна компенсировать генкомпаниям затраты на содержание электростанций. Сюда включены расходы на оплату труда и ремонт оборудования. Но когда генерация уходит на ремонт, оплата мощности для нее рассчитывается с применением понижающего коэффициента. Однако, по данным участников рынка, сбытовые компании не пересчитывают в это время платежки. А значит, продолжают собирать с потребителей 100-процентную плату за мощность, возвращая генкомпаниям только часть этой платы. Таким образом, необоснованные доходы сбытов приносят еще 0,5% роста тарифа.
«Ценообразование прописано в регламентах оптового рынка, мы, как сбытовая компания, закладываем определенное количество денег на опт, на ту мощность, которую получили наши потребители», — пояснил РБК daily директор по работе с оптовым рынком и крупными клиентами «Мосэнергосбыта» Владислав Сурменко. По его словам, сбытовая компания транслирует потребителям те тарифы, которые получает от регуляторов рынка — «Совета рынка» и АТС. В других сбытовых компаниях РБК daily рассказали, что доля стоимости мощности в тарифе очень мала и цена ремонта энергооборудования, также закладываемая в тариф, может превышать сумму, на которую должна уменьшиться платежка из-за меньшей стоимости мощности. Производится ли перерасчет платежей на время ремонта генерации, в сбытовых компаниях пояснить не смогли.
Кроме того, в соответствии с новыми правилами работы оптового рынка электроэнергии и мощности, если генератор поставляет на оптовый рынок объем мощности меньший, чем было оговорено в рамках конкурентного отбора мощности или договором о предоставлении мощности, он должен заплатить штраф в размере 25% от стоимости недопоставленной мощности. Штраф взимается в пользу сбытовой компании, однако сейчас механизм трансляции этого штрафа на розничные цены на электроэнергию не предусмотрен. То есть, по идее, сбыты должны снижать тариф на полученную от оштрафованного генератора сумму, но пока не делают этого. В «Совете рынка» пояснили, что вопрос об уменьшении розничных платежей на сумму штрафа должен быть решен на наблюдательном совете в конце мая.
По прогнозам Минэнерго, в 2011 году общая сумма платежей за электроэнергию и мощность в России составит 1,75 трлн руб. (без НДС). Треть этой суммы, 577,5 млрд руб., придется на сети, почти 40%, 682,5 млрд руб., — на генерацию. Сбыты в этой структуре получат 4%, или 70 млрд руб.
По мнению экспертов, разумной мерой, ведущей к реальному сокращению роста тарифов, может стать финансирование части инвестпрограмм сетевых компаний за счет бюджета. «Все сети, которые будут построены за счет бюджетных денег, не должны работать по принципу RAB, потому что налогоплательщик уже один раз оплатил их через налоги», — отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. По его мнению, введение бюджетного финансирования для выполнения инвестпрограмм сетевых компаний вполне возможно. В Минэнерго оставили вопросы РБК daily без ответа.