Минтруд подготовил развернутые рекомендации по борьбе с коррупцией внутри компаний. Бизнесу предложено внедрять этические кодексы, развивать каналы информирования руководства вроде телефона доверия, следить за подарками, получаемыми сотрудниками по работе, и включать обязанности по противодействию мздоимству в трудовые договоры.

Документ готовился полгода, уже получил положительные оценки РСПП, ТПП, «Деловой России» и «ОПОРА России» и уже разослан по компаниям. Он призван помочь бизнесу выполнить требования статьи 13.3 ФЗ №273 «О противодействии коррупции».

Для наглядности в приложении приведены примеры наиболее частых корпоративных случаев коррупции. Один из них: «работник получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в его полномочия входит принятие решений о повышении заработной платы». В этом случае Мин­труд рекомендует подарок вернуть. Или другой пример: работник банка выдает кредит своему другу или родственнику. Рекомендация: отстранить сотрудника от работы по данному конкретному делу.

Принимавший участие в разработке рекомендаций начальник отдела Центра развития госслужбы ВШЭ Алексей Конов отмечает, что первоначально планировалось создать типовой набор правил, который подпишет каждая компания. Но потом от этой идеи отказались в пользу более демократичной — собрать описание эффективных практик.

Перечень предложенных Минтрудом методов обширен. Руководителям компаний следует начать с написания внутреннего кодекса поведения, затем провести серию антикоррупционных тренингов для сотрудников. При приеме на работу в типовой трудовой договор рекомендовано включать пункт о правах и обязанностях, связанных с противодействием коррупции.

Чтобы сотрудники могли информировать руководство о случаях нарушения антикоррупционной политики, в организации должен быть создан телефон доверия. Как вариант — сотрудники должны иметь возможность конфиденциальных встреч с начальством для решения конфликта интересов. Причем для таких работников нужно будет создать программу защиты свидетелей, чтобы защитить от возможных «формальных и неформальных санкций».

На особый контроль должны быть поставлены все расходы в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам. Оценить ситуацию руководству поможет ежегодное заполнение сотрудниками специального опросника. В идеале весь этот функционал должен быть закреплен за особым структурным подразделением.

В Минтруде предлагают не усердствовать в наказании провинившихся сотрудников и выбирать наиболее мягкую его форму. Лучше пересмотреть обязанности сотрудника, чем увольнять его, считают в ведомстве Максима Топилина. При этом в Сингапуре, где, согласно Индексу восприятия коррупции, взяточничества практически нет, подход противоположный, суровое наказание за коррупцию там предусмотрено даже в частном секторе.

Опрошенные РБК daily крупные компании сообщили, что сами давно выработали порядок борьбы с внутренней коррупцией. Как пояснили РБК daily в «РусГидро», в компании действуют положение о подарках, этический кодекс, работает «линия доверия». При этом каждый руководитель, а это около 300 человек, декларирует сведения о доходах и аффилированности с подрядчиками, а все подрядчики раскрывают все цепочки бенефициаров.

Специальную политику по предотвращению коррупционных действий имеет и девелоперская компания Rose Group, рассказал изданию ее гендиректор Андрей Нестеренко. В течение многих лет аналогичную работу ведут «ВымпелКом» и «МегаФон», где подчеркнули, что, по сути, рекомендации Минтруда уже выполнили. А в МТС даже есть департамент комплайенс, который предоставляет экспертизу в области соблюдения антикоррупционных процедур и контролирует соблюдение кодекса этики и антикоррупционной политики, действующего в компании.

Сбербанк запустил на своем сайте раздел, через который клиенты банка могут пожаловаться на злоупотребляющих своим положением сотрудников. А «Почта России», среди прочего, проводит разъяснительные беседы среди сотрудников и организовала «линию доверия». Привести все используемые компанией методы не представляется возможным: комментарий компании по этому вопросу занял две страницы.