При помощи гигантского логического скачка получается, что прогрессивная шкала НДФЛ убьет экономический рост в стране.

В интервью замминистра финансов Алексея Сазанова, опубликованном на сайте Минфина, затрагивается вопрос прогрессивной шкалы НДФЛ, то есть, повышения налога на высокие доходы и снижения – на низкие. Напомним, кабмин стабильно против – например, выдан отрицательный отзыв на соответствующий законопроект ЛДПР, внесенный в Госдуму в начале этого месяца.

В принципе, отчасти прогрессия уже есть – в 2020 году был введен 15%-ный НДФЛ с высоких регулярных доходов граждан. Общая сумма дохода за год сравнивается с лимитом – 5 млн рублей, и то, что сверх него, облагается повышенной ставкой. При этом в лимит не включаются разовые доходы вроде продажи недвижимости. Кстати, в этом году в последний раз действует отсрочка по уплате повышенного налога до 1 декабря (если ее опять не продлят).

Как Минфин оценивает трехлетний опыт существования этой прогрессии? Вот что ответил замминистра:

количество плательщиков НДФЛ при переходе к ставкам 13/15% у нас не уменьшилось. То есть те опасения, которые высказывались на этапе ее введения, не оправдались. Дополнительная ступенька не привела к уклонению и уходу в тень. Более того, налоговая база растет даже быстрее, чем инфляция, — если в 2022 году доходы от повышенной ставки составили 149 млрд, то по 2023 году оценка уже более 162 млрд. Это происходит как из-за роста зарплат, так и за счет улучшения администрирования со стороны ФНС.

То есть, эффект хороший – от налога никто не "убежал". Так почему бы не пойти дальше? Тут чиновник выдал версию, которая, возможно, могла бы выглядеть убедительно для тех, кто не совсем в теме. С одной стороны, он признает существующую несправедливость: бедные платят в виде налогов много, и даже, если покопаться, то больше, чем это могло бы показаться на первый взгляд:

чем ниже располагаемый доход, тем больше человек тратит на текущее потребление и меньше сберегает. Текущее потребление — это в основном товары, по которым уплачивается НДС и акциз. Поэтому чем ниже доход, тем больше доля косвенных налогов в процентах от него.

А дальше весьма любопытный пассаж:

Но здесь надо понимать, что сбережения — это источник инвестиций в экономике, который крайне важен для создания новых рабочих мест и долгосрочного экономического роста. Поэтому люди, которые сберегают часть своего дохода, а не пускают его на текущее потребление, не менее важны для экономики. Особенно сейчас, когда мы отрезаны от внешних рынков, внутренние сбережения становятся основным источником инвестиций. Поэтому, если вы говорите о том, что необходимо вводить некую прогрессивную шкалу, которая бы дестимулировала сбережения и способствовала увеличению текущего потребления, — то это дорога в никуда. В конечном счете потенциал роста потребления иссякнет, а доступность инвестиционных ресурсов в экономике, в первую очередь для бизнеса, будет сильно ограничена. Это приведет в итоге к остановке экономического роста.

Воот, оказывается, прогрессивная шкала НДФЛ убьет экономический рост в стране. А мужики-то и не знали. Только вот пассаж этот основан на небольшой путанице в понятиях. Налогом облагается доход, который человек получает, а не тот, который человек сберегает. Налогооблагаемый доход и располагаемый доход – это совершенно разные вещи. Конечно, если "откусить" от полученного дохода побольше в виде налога, то к сбережению у человека останется поменьше. Но это совершенно не означает, что прогрессивная шкала отобьет у человека желание сберегать и погонит его абсолютно все тратить (будет "способствовать увеличению текущего потребления"). Озвученный эффект достигался бы, если бы налогом облагалось только то, что не потрачено. Так что – плохая попытка.

В интервью замминистра раскрыл и другие вопросы: например, для чего задумана новая категория бизнеса МСП+.