По итогам апреля российский бюджет столкнулся с дефицитом, который превысил годовой план в 2,9 трлн рублей. Бюджетные расходы в условиях «спецоперации»* стремительно растут, а доходы на фоне частичной изоляции от западных рынков сокращаются. Какие инструменты есть в распоряжении Минфина, чтобы латать бюджетные дыры, и нужно ли придумывать новые способы для этого, разбираемся вместе с экспертами.

По итогам четырех месяцев 2023 года доходы российского бюджета составили 7,782 трлн рублей — на 2,252 трлн, или на 22%, меньше, чем за тот же период в прошлом году. Такое снижение вызвано резким спадом в нефтегазовых доходах — они по сравнению с прошлым годом снизились на 2,282 трлн рублей, больше чем на 50%. При этом расходы выросли до 11,206 трлн рублей, что на 2,3 трлн (26%) больше показателя 2022 года. Таким образом, по итогам апреля 2023-го дефицит бюджета превысил плановый на весь год и составил 3,42 трлн рублей. 

Для сокращения такого дефицита бюджета существует три источника: привлечение долга (внутреннего или внешнего), увеличение доходной части бюджета (к примеру, через рост налогов) или использование средств, накопленных в ФНБ, перечисляет исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий Жирнов. Forbes вместе с экспертами разбирался, какие методы с большей вероятностью будет использовать Минфин и нужно ли ему внедрять новые для сокращения дефицита бюджета. 

Увеличить доходы 

Многие налоги в мире придумали именно для того, чтобы финансировать военные конфликты, говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ+ Софья Донец. Поэтому самый очевидный способ увеличить доходы бюджета — это ужесточить налоговую нагрузку на некоторые сектора экономики, считает она. В начале года Минфин изменил порядок расчета цен на российскую нефть марки Urals для целей налогообложения, ограничив ее дисконт к мировому бенчмарку Brent — по оценкам Минфина, эта мера принесет бюджету в 2023 году более 600 млрд рублей дополнительных доходов. При этом власти, учитывая перспективу президентских выборов в 2024 году, вряд ли пойдут на увеличение налогового бремени для физлиц, однако в перспективе, в зависимости от геополитической ситуации, могут пойти и на этот шаг, рассуждает Донец. 

НДФЛ в России уже повышали во время пандемии 2020 года. Тогда в июне Владимир Путин предложил отказаться от плоской шкалы подоходного налога и повысить ставку с 13% до 15% для тех, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год. Плоская шкала прослужила в России почти 20 лет. Вероятно, «налоговая солидарность» будет постепенно расти, допускает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. По его словам, дальнейшее увеличение НДФЛ в зависимости от дохода, если оно произойдет, по сути, будет мерой выравнивания межрегионального неравенства — трансфертом от обеспеченных регионов менее обеспеченным. 

Еще одна возможность — повышение ставки НДС, рассуждает Донец. Налог уже повышали с 18% до 20% в 2019 году, и эта мера увеличила поступления в бюджет на 1% от ВВП в год, говорит она. 

Самые нестандартные методы финансирования дефицита бюджета — это переход на налоговые платежи по ЕНС с 1 января 2023 года и windfall tax (налог на сверхприбыль), считает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global. ЕНС — это единый налоговый счет с одинаковыми для всех реквизитами, на него нужно будет перечислять ЕНП (единый налоговый платеж). Суть ЕНП в том, чтобы налогоплательщики могли заранее положить деньги на счет, а когда придет время уплаты налогов, инспекторы сами спишут нужную сумму. «Пока что эта мера работает не в полной мере, так как ряду предприятий предоставлена отсрочка от уплаты налогов в бюджет таким способом», — констатирует Мильчакова.

Платить налог на сверхдоходы, так называемый windfall tax, большинство предприятий начнут только в 2024 году, так что эффект от его реализации в полной мере мы сможем увидеть только в будущих периодах, считает Мильчакова из Freedom Finance Global. Windfall tax — это механизм, который касается практически всего крупного бизнеса, как российских, так и иностранных компаний с постоянным представительством в России. По сути, налогом дооблагается финансовый результат бизнеса, с которого он уже заплатил налог на прибыль. Подробнее о том, какие вопросы остаются у бизнеса и какие подводные камни есть в законопроекте о налоге на сверхприбыль, Forbes писал здесь. 

Увеличить объем размещений

Другим ключевым способом восполнения дефицита бюджета могут стать увеличенные объемы заимствований со стороны Минфина. По итогам прошлого года Минфин перевыполнил первоначальный план заимствований больше чем на триллион рублей. В 2022 году он разместил облигаций на 3,281 трлн рублей, хотя в утвержденном в 2021 году трехлетнем федеральном бюджете объем привлечения на внутреннем рынке путем выпуска ОФЗ планировался на уровне 2,199 трлн рублей. По итогам I квартала 2023 года Минфин провел размещений на 59,6 млрд рублей, совокупный спрос, по данным Минфина, превысил предложение более чем в два раза и составил 120,4 млрд рублей. План заимствований на этот год составляет 2,5 трлн. 

План заимствований был выполнен за счет размещения облигаций с плавающей процентной ставкой — флоатеров (купонный доход по ним привязан к ставке межбанковского кредитования RUONIA). На три выпуска суммарно на 2,5 трлн рублей пришлась бóльшая доля прошлогодних размещений. Флоатеры, а также облигации, номинал которых индексируется на размер инфляции (линкеры), традиционно пользуются большим спросом — они помогают банкам и розничным инвесторам страховать процентные риски. Спрос на бумаги с плавающей ставкой сохраняется и в этом году. 3 мая Минфин провел новое размещение флоатеров объемом 250 млрд рублей, спрос на них составил 260,7 млрд рублей. 

На практике финансовых ограничений для финансирования дефицита бюджета таким способом нет, отмечает Жирнов из НИУ ВШЭ. «При желании Минфин может покрыть дефицит (хоть 5 трлн, хоть 10 трлн) выпуском флоатеров, которые с удовольствием купят банки», — считает он. Но в этом случае Минфину придется взять на себя процентный риск в связи с возможным ростом ставок, предупреждает эксперт. 

В 2020 году на фоне высокого дефицита бюджета Минфин значительно увеличил объемы размещений на внутреннем рынке, пользуясь высоким спросом со стороны крупнейших российских банков. Такой сценарий может реализоваться и в этом году, прогнозирует Донец из «Ренессанс Капитала». По ее мнению, среднесрочный уровень внутренних заимствований может в ближайшее время вырасти до 3% от ВВП в год с текущих 1,5%.

Новым инструментом заимствований могут стать также валютные обязательства для внутренних инвесторов — например, долг, номинированный в юанях, рассуждает Исаков из Bloomberg Economics. Замглавы Минфина Тимур Максимов в сентябре прошлого года говорил, что такие планы у ведомства есть и проект «в активной проработке».

Нужны ли новые меры

Вариантом для России по восполнению бюджетной дыры может стать приватизация госкомпаний. Привлечь деньги на перестройку экономики России за счет нового этапа приватизации в апреле предлагал президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его мнению, передача государственной собственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность. «Отечественный бизнес накопил значительный инвестиционный потенциал. Деньги в стране есть», — отмечает глава ВТБ. 

Костин также перечислил компании, которые можно было бы приватизировать в рамках перестройки экономики. По его мнению, в первую очередь это могут быть «какие-то неконтрольные пакеты крупных компаний», включая «Транснефть», РЖД, «Почту России» и другие инфраструктурные компании. Костин также отметил, что приватизация 20% «Роснефти» дала столько же денег, сколько за 10 лет все другие предприятия. Бюджет по итогам приватизации доли «Роснефти» в 2016 году получил 710,8 млрд рублей. 

Новый этап приватизации должен состояться в России, но для этого в стране необходимо сформировать рынок, заявил замглавы Минфина Алексей Моисеев. «Я считаю, что большая приватизация должна будет состояться, но надо понять, кому продавать», — отметил замминистра. По его мнению, для проведения приватизации «сначала надо исполнить ряд поручений президента по формированию внутреннего инвестора». 

Приватизация госимущества может быть только разовым фактором финансирования бюджета, предупреждает Мильчакова из Freedom Finance Global. «Тем не менее, если правительство сможет продать госимущество, которое уже ранее было предназначено к приватизации, бюджет получит дополнительно от 3,9 млрд до 4,8 млрд рублей. В масштабах федерального бюджета это небольшая сумма, но даже она могла бы иметь значение для увеличения доходной части бюджета», — отмечает эксперт. 

Вряд ли приватизацию будут рассматривать как системную идею, считает директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Экономика России восстанавливается быстрее ожиданий, поэтому нужды в таких мерах в нынешних реалиях нет, уверен он. Даже после резкого роста расходов в начале этого года Минфин постарается не превышать плановые расходы на 2023 год и будет придерживаться действующего бюджетного правила. Доходы также, по его мнению, будут незначительно меньше плановых, считает экономист. «Ненефтегазовые доходы, если исходить из их текущей динамики, вероятно, даже превысят плановый показатель на год. Нефтегазовые доходы, по нашим оценкам, к концу года будут на уровне 8,2-8,5 трлн рублей, то есть будет недобор около полутриллиона рублей», — объясняет он. В целом дефицит бюджета, по его оценке, в этом году будет находиться в диапазоне от 2,5% до 3% от ВВП по сравнению с плановыми 2%.