Серые схемы: почему покупка даже нового автомобиля в дилерском центре не гарантирует безопасности

В наши дни покупка нового автомобиля даже через дилерский центр грозит обернуться неприятностями. Как рассказал в интервью для ФАН налоговый юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский, автосалоны начали грешить серыми схемами продажи машин с целью ухода от налогов.

Зачастую делается это с помощью перепродажи автомобилей через «корпоративного клиента». Реальный же покупатель в этом случае рискует столкнуться с негативными последствиями в виде потерянных денег, нервов и, собственно, самого товара, предупредил юрист.

— Какие распространенные серые схемы продажи автомобилей сейчас применяют автосалоны?

— На практике возникают такие ситуации: человек хотел купить в автосалоне джип, который там продавался через комиссионную схему (частник приезжает в салон ставит к ним машину, а салон ее продает за комиссию). Цена, например, джипа 20 миллионов. Эта машина по винфоту чистая, никаких сделок не числилось. Но на самом деле джип десять раз продавали «обнальным» конторам за наличные, при этом сделки официально не оформлялись и переход к новому владельцу через систему ГИБДД не регистрировался.

— С какой целью это делается?

— Суть такой схемы заключается в том, что она позволяет скрыть от АСК «НДС-2» (Автоматизированная система контроля «НДС-2», которая, в свою очередь, входит в Автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3» — Прим. ФАН.) кассовый разрыв по налогу на добавленную стоимость при проведении незаконных финансовых операций.

Реализуется схема следующим образом. В салоне официального дилера выставлен на продажу дорогостоящий автомобиль ценой 25 млн рублей. Когда появляется заинтересованный покупатель, ему сразу же предлагают сделать покупку со скидкой в два миллиона, но при условии, что машину выкупит сначала корпоративный клиент дилера, для которого действуют спецусловия.

В результате техническая компания выкупает авто по безналичному расчету и сразу продает физическому лицу за наличные. В это же время совсем другая компания переводит «техничке» на обналичивание 25 млн рублей и получает в ответ 18-20 млн, но уже «черным налом». Как раз из тех 23 млн рублей, которые были получены от гражданина за автомобиль с скидкой.

— Неужели эту схему невозможно выявить и пресечь подобную практику?

— Смысл аферы заключается в том, что при проведении встречной проверки официальный дилер всегда подтвердит, что полученный НДС учтен при расчетах с бюджетом. Мошенничество можно выявить только при проведении выездной налоговой проверке, когда сравнивают реальные назначения платежей с оприходованными ценностями или учтенными расходами.

— Какие риски несет простой покупатель, не знающий о подобных схемах?

— Необходимо отметить возможные риски при приобретении даже нового автомобиля через дилерский центр. Раньше мы не задумывались о проверке документов, приходя к официалам. Если речь не шла о кредите, то все происходило до банального просто: выбирали машину, заключали договор купли-продажи, вносили деньги в кассу и уезжали на новеньком авто. В большинстве случаев продавцом числился именно автосалон. Но если покупатель соглашался приобрести автомобиль через так называемого «корпоративного клиента», то здесь стоит проявить осторожность.

— Как проверить в этом случае автомобиль и максимально обезопасить себя?

— Нужно внимательно посмотреть записи в ПТС, а также договор между автосалоном и первым покупателем. Во-первых, это должен быть договор исключительно купли-продажи. Во-вторых, в нем не должно быть пунктов о том, что за неоплатой товара последует его расторжение и двухсторонняя реституция. Такие обстоятельства могут иметь негативные последствия в виде потерянных денег, нервов и, собственно, самого товара. То же самое касается договоров комиссия или поручения. Как говорится, семь раз прочти, один раз подпиши.