Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Кассовый разрыв

24.07.2017 Печать Email

Кассовый разрыв – это временно возникающий у предприятия недостаток денежных средств, необходимых для своевременной и полной оплаты произведенных расходов.

Кассовый разрыв возникает в случаях, когда сроки поступления денежных средств на предприятие не совпадают со сроками платежей.

Основные причины приводящие к кассовым разрывам

Основными причинами, приводящими к кассовым разрывам в организации являются:

- полное отсутствие или неэффективность процесса планирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе движения денежных средств на предприятии;

- непродуманные и не эффективные мероприятия по устранению кассовых разрывов.

Меры по предотвращению кассовых разрывов и планированию источников их покрытия

Компаниям необходимо разработать и внедрить систему мер по предотвращению кассовых разрывов и находить источники покрытия кассовых разрывов.

К обязательным элементам этой системы можно отнести следующие мероприятия:

  • планирование бюджета расходов и платежей;

  • планирование бюджета доходов и поступления денежных средств;

  • контроль за заявками на платеж;

  • составление кассового плана;

  • составление платежного календаря;

  • разработка критериев для очередности платежей.

Кассовый план

Кассовый план, как правило, составляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

При четко функционирующей системе планирования движения денежных средств организация получает возможность оперативно принимать решения по поиску источников финансирования для покрытия кассовых разрывов.

Платежный календарь

Формирование предварительной версии платежного календаря осуществляется путем сведения в единую таблицу всех планов поступлений и предполагаемых расходов.

Для этого все планы поступлений и предполагаемых расходов подвергаются контролю и согласованию и в обязательном порядке ранжируются по приоритетам.

Ведение фактического платежного календаря и сравнение с запланированным платежным календарем дает возможность ежедневно осуществлять контроль и оперативно принимать решения по проведению всех необходимых платежей предприятия, производить как плановые платежи, так и срочные внеплановые платежи.

Отметим, что грамотно спланированный платежный календарь при должном уровне финансовой дисциплины позволяет правильно распоряжаться временно свободными денежными средствами, поступающими от результата основной деятельности и получать максимальный результат от использования временно свободных денежных активов предприятия.

Дополнительные источники финансирования для покрытия кассовых разрывов

Но даже если в организации разработаны и четко функционируют системы управленческого учета, бюджетирования и планирования движения денежных средств, это не означает, что наличных денег всегда будет достаточно для проведения необходимых платежей.

Каждая организация стремится развиваться и расти, однако значительный рост только за счет собственных оборотных средств невозможен.

И здесь стоит говорить о поиске дополнительных источников финансирования, необходимых, в том числе, и для покрытия кассовых разрывов, вызванных развитием и ростом бизнеса.

Российским компаниям в настоящее время доступны несколько способов финансирования.

Их можно разделить на три группы:

1 группа – финансирование за счет собственных средств.

Собственные средства организации – это, прежде всего, чистая прибыль, которую собственники решили направить не на выплату дивидендов, а на развитие бизнеса.

Иногда в целях покрытия кассовых разрывов учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь.

К внутренним способам финансирования можно также отнести продажу непрофильных активов.

2 группа – долговое финансирование.

В настоящее время российские предприятия наиболее активно используют привлечение долгового финансирования.

К инструментам  долгового финансирования относятся:

  • кредиты банков, овердрафт;

  • перекредитование банковских кредитов;

  • займы физических и юридических лиц;

  • товарный (коммерческий) кредит;

  • реализация дебиторской задолженности компании-фактору (факторинг);

  • лизинг;

  • векселя;

  • облигации.

3 группа – долевое финансирование.

Долевое финансирование существенно отличается от долгового финансирования.

Долевое финансирование предполагает привлечение денежных средств на безвозвратной основе и без процентов.

Долевое финансирование – это продажа пакета акций (доли бизнеса) стратегическому инвестору или на открытом рынке.

Необходимо отметить, что долевое финансирование имеет не только достоинства,  но и недостатки.

К таким недостаткам долевого финансирования можно отнести:

  • риски, связанные с продажей части бизнеса;

  • необходимость публичного раскрытия максимальной и полной информации о деятельности компании (при продаже акций на открытом рынке);

  • сложная и достаточно дорогостоящая процедура подготовки предприятия к привлечению инвестирования;

  • ограничения по минимальной сумме привлечения инвестирования.

Таким образом, четко отстроенная система планирования движения денежных средств и использование различных финансовых инструментов позволяет разработать и внедрить в организации сбалансированную финансовую стратегию.

При этом применение такой финансовой стратегии  будет способствовать решению проблемы кассового разрыва и стабильному и эффективному развитию предприятия.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Кассовый разрыв: подробности для бухгалтера

Отключить мобильную версию