В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялось обсуждение первого этапа новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. 

В мероприятии приняли участие эксперты Единой аттестационной комиссии, разрабатывающие новый экзамен, члены СРО аудиторов, представители Минфина России и Федерального казначейства, научной общественности и международных аттестаций. 

На круглом столе рассматривались важнейшие вопросы, связанные с концепцией Программы нового экзамена, набором компетенций для каждого модуля первого этапа, примерами тестовых заданий и подходами к их разработке и оцениванию.   

Новый экзамен разрабатывается в соответствии с дорожной картой и поручением Правительства РФ по теме «Совершенствование порядка проведения квалификационного экзамена и приведение его в соответствие с международными стандартами образования аудиторов», модель нового экзамена  одобрена Советом по аудиторской деятельности в феврале 2018 г. 

В основе программы квалификационного экзамена лежит принцип компетентностной оценки претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, то есть теперь у претендента будут тестироваться, в первую очередь, умения применять профессиональные знания на практике. Кроме того, новый экзамен имеет уровневую структуру оценки компетенций претендента. 

Программа нового экзамена создается на основе компетенций, разработанных в соответствии с Международными стандартами аудита, Международными стандартами образования аудиторов, Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексом профессиональной этики аудиторов.

Необходимость введения новой модели обусловлена изменением требований к профессии «аудитор», связанных с развитием компетенций аудитора, заложенных в Международных стандартах аудита, возрастающими потребностями пользователей аудиторских услуг, социальными запросами к качеству аудита как функции обеспечения уверенности общества в достоверности информации о бизнесе и хозяйственных процессах, а также повышением роли бизнес-анализа и информационных технологий в условиях цифровой экономики. 

Эксперты Единой аттестационной комиссии изложили концепцию формирования Программы нового квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, которая базируется на основных принципах: компетентностный подход, уровневая оценка компетенций претендентов, практико ориентированная экзаменационная база. Программа представляет собой описание подхода к проведению экзамена по этапам и модулям; содержит перечень оцениваемых компетенций и вопросов с учетом областей знаний, включенных в каждый модуль; разрабатывается на основе компетенций, заложенных в Международных стандартах аудита, Международных стандартах образования аудиторов, Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексе профессиональной этики аудиторов. Программа является основой для составления экзаменационных заданий и предназначена для информирования претендентов о содержании экзамена и помощи в подготовке к нему.

Согласно новой модели, аттестация будущих аудиторов пройдет по шести областям компетенций. Среди них: бухгалтерский учет, аудиторская деятельность, право, финансовый анализ и анализ бизнеса, управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль и налогообложение. При этом на протяжении всего экзамена у претендента будут проверяться знания проф. этики аудитора. Им в экзамене уделено особое внимание. 

Первый этап экзамена разделен на пять модулей, среди которых: основы бухгалтерского учета, основы аудиторской деятельности, финансы и финансовый анализ, основы законодательства РФ, основы налогового законодательства РФ. 

На первом этапе проверяется наличие у претендента начальных компетенций: понимание теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью. Разрабатывая данный уровень, было важно не перегрузить задания компетенциями (большинство тестов проверяют одну компетенцию) и сделать сам экзамен максимально доступным для сдачи представителями смежных с аудитом профессии, которым могут понадобится знания в области аудита.  Данное решение ориентируется в том числе на успешный опыт передовых международных аттестаций. 

По каждому модулю претендент получит индивидуальный билет из 40 тестов. Наполнение билета заданиями из того или иного раздела программы будет зависеть от удельного веса, приходящегося на данный раздел и укрупненную группу компетенций. Таким образом предполагается тестировать у каждого претендента весь объем компетенций по конкретному модулю. Кроме того, для проверки будут использоваться тесты разных типов (помимо вопросов с одним правильным вариантом ответа обсуждается введение заданий с вариативным количеством правильных ответов, тестов на соответствие, на последовательность и др.). Тесты разных типов будут оцениваться одинаково: 2 балла. С помощью программного обеспечения будет обеспечиваться равноценное наполнение билетов претендентов тестами разных типов.

Предполагается, что будущие аудиторы получат и более широкие возможности в рамках подготовки к экзамену. Так, каждый претендент при подготовке к сдаче модулей первого этапа сможет ознакомиться с программой каждого модуля, описанием тестируемых компетенций и круга вопросов, включенных в задания. Для претендента также будет доступен перечень источников информации для подготовки к прохождению модуля этого этапа, типами тестов и их примерами для каждого из модулей.  

Деление на модули предполагает независимость результатов сдачи одного модуля от других модулей, а также любую на усмотрение претендента последовательности сдачи модулей в рамках одного этапа. Проходной балл по сравнению с действующим экзаменом снижен: для сдачи модуля достаточно будет правильно ответить лишь на 60% тестов (т.е. набрать 48 баллов из 80 возможных).

Выступая перед участниками обсуждения директор Единой аттестационной комиссии Ирина Красильникова подчеркнула важность коллегиальной работы с привлечением всех представителей профессионального сообщества для обсуждения перспектив квалификационного экзамена. 

«Ровно год назад была утверждена модель квалификационного экзамена. Единая аттестационная комиссия совместно с Министерством финансов продолжила работу по разработке Порядка проведения единого квалификационного экзамена, который был одобрен Советом по аудиторской деятельности уже в сентябре 2018 г. И далее Единая аттестационная комиссия в соответствии с утвержденным планом проводит дальнейшую работу, чтобы со второго квартала 2020 года запустить новый экзамен… Принципиально важно, чтобы в обсуждениях каждого этапа квалификационного экзамена принимало участие как можно большее количество представителей профессионального сообщества»,- отметила Ирина Красильникова 

Со своей стороны, главный методист Единой аттестационной комиссии Наталия Казакова высказала огромную благодарность всем экспертам, аудиторским компаниям, образовательным учреждениям, УМЦ , представительствам ведущих международных квалификаций, в частности, АССА и ICAEW, за участие в разработке  и информационной поддержке нового экзамена.  Главный методист выразила уверенность в том, что модульный экзамен  на получение квалификационного аттестата аудитора,  позволит не только привлечь представителей смежных профессий к сдаче экзамена, но и повысит престиж самого квалификационного аттестата аудитора. 

«Создание компетентностно ориентированного, модульного экзамена – это целенаправленный шаг, позволяющий повысить престиж профессии аудитора, а также привлечь представителей других специальностей в области финансового рынка, контроля, бизнес-анализа к сдаче отдельных модулей будущего экзамена», – отметила Наталия Казакова. 

Все участники Круглого стола получили от Единой аттестационной комиссии презентации, в которых в наглядной форме представлены базовые принципы и Концепция формирования Программы, оцениваемые компетенции и подходы к разработке программ по отдельным модулям, а также примеры тестовых заданий по каждому модулю I этапа нового экзамена.

В заключение, участники мероприятия высказали единое мнение о большой работе, проделанной Единой аттестационной комиссией, а также подтвердили готовность оказывать экспертную и информационную поддержку для обеспечения  высокого качества нового квалификационного экзамена.