Получено положительное заключение Минэка об оценке регулирующего воздействия на проект поправок в закон об аудиторской деятельности.

Об этом проекте мы ранее уже рассказывали, однако его текст уже немного изменился. Для начала разработчик предлагает исключить из названия статьи 7 закона "Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов" упоминание кодекса профэтики и удалить посвященные ему части 3 и 4 указанной статьи. Статью 8 "Независимость аудиторских организаций, аудиторов" предлагается изложить в новой редакции. Сюда по замыслу авторов должен перекочевать кодекс профессиональной этики, в том числе его включат в название статьи.

Также в этой статье, в отличие от ее действующей редакции, будут приведены определения независимости и правил независимости. Согласно проекту независимость аудиторской организации, аудитора – отсутствие зависимости от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. В первоначальной версии проекта уточнялось, что речь идет об имущественной, родственной или иной зависимости.

Перечень случаев, при которых запрещено проведение аудита, похож на действующий, однако многие формулировки изменены, в частности, выглядят более четко. Перечень дополняется новыми пунктами – "в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций" (в первоначальной версии было - "при иных обстоятельствах, предусмотренных правилами независимости"), а также случаем, когда аудиторская организация, ее руководитель или иное должностное лицо (индивидуальный аудитор), родственники руководителя владеют финансовыми инструментами аудируемого лица из числа ОЗХС.

Уточняется, что аудиторская услуга не может быть оказана филиалам и представительствам тех аудируемых лиц, которые входят в число "запрещенных". Кроме того, устанавливается отдельный перечень ситуаций, в которых аудитор не может участвовать в проведении аудита (оказании иных аудиторских услуг в случаях, предусмотренных правилами независимости). Туда попали и нынешние подпункты 5 и 9 пункта 1.

Нормы о конфликте интересов и об оплате останутся неизменными.

В статье 8 будет оговариваться, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). СРО принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости и кодекс профессиональной этики. СРО вправе включить в данные документы дополнительные требования.

Разработчик законопроекта (Минфин) еще весной пояснял, что в законе "Об аудиторской деятельности" отсутствует общее требование о независимости аудиторских организаций, аудиторов. Проект необходим для устранения этого пробела, а также для уточнения понятийного аппарата в части правил независимости аудиторов и кодекса этики.