О том, что делать аудиторским компаниям в условиях стагнации на рынке, почему Министерство финансов не ведет переговоров с бастующими аудиторами, а также о том, что не устраивает участников рынка и их клиентов в деятельности саморегулируемых организаций, в интервью "Ъ" рассказал директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН.
"Аудиторская деятельность перестала быть национальным явлением"
— Как вы оцениваете состояние российского рынка аудиторских услуг?
— Прежде чем давать оценку, хотелось бы обозначить несколько факторов, которые очень важно иметь в виду при подобных оценках, но о которых почему-то часто забывают, когда идет речь об аудиторском рынке. Во-первых, аудиторская деятельность развивается исключительно в ответ на соответствующий запрос экономики. Это банально, это азбучная истина, но об этом многие забывают. И у нас часто аудитору кажется, что именно он определяет перечень услуг. Хотя на самом деле перечень востребованных услуг, которые оказывает аудитор, определяет не сам аудитор, а именно экономика. И даже если государство навяжет какую-то услугу, перспектив развития рынка по такой услуге практически никаких нет.
Второй момент — это то, что состояние аудиторского рынка во многом определяется состоянием экономики. Хорошо чувствует себя экономика — возрастает потребность в аудиторских и консультационных услугах. Плохо в экономике — сокращаются заказы аудитора, клиенты отказываются от его услуг, замораживаются, а часто даже уменьшаются его гонорары.
И третье: в современном мире аудиторская деятельность перестала быть национальным явлением. Это явление наднациональное. Правила аудита сегодня международные, требования к независимости аудитора — международные, нормы профессиональной этики, требования к знаниям и навыкам — международные, модель регулирования аудиторской деятельности — общепризнанная во всем мире. И это вполне логично, поскольку продукт аудиторской деятельности должен быть доступен и понятен собственникам компаний, участникам рынка, инвесторам вне зависимости от национальной принадлежности аудитора.
— Иными словами, вы ведете к тому, что наблюдаемый уже несколько лет застой в показателях выручки аудиторских компаний вызван стагнацией в экономике?
— В целом — да. Ситуация в экономике сейчас не лучшая. Поэтому состояние аудиторского рынка тоже не самое хорошее. Причем это не чисто российская ситуация — такое положение дел практически на всех аудиторских рынках мира. Более того, такая ситуация характерна не только для рынка аудита, но и для всего комплекса профессиональных услуг, включая, разумеется, консалтинг. В лучшие времена потребитель готов был платить даже за фактически навязанные услуги, невзирая на то, кто оказывает эти услуги, приносят они пользу или нет. Сейчас потребитель достаточно придирчиво и разборчиво относится к профессиональным услугам.
— То, что вы сказали, объясняет стагнацию выручки аудиторских компаний. А как быть с эффективностью? Вот, например, последние пять лет устойчиво снижается такой показатель, как средний доход от аудита на 1 млн рублей выручки клиента. В 2008 году он был, по данным Минфина, на уровне 417 руб., в 2012-м — лишь 325 руб.
— Я думаю, что здесь главная причина заключается в том же — не лучшие времена в экономике, цены заморожены, аудиторские гонорары заморожены. А бизнес многих клиентов тем не менее растет.
— Если исходить из логики спроса и предложения, это может также означать избыточность предложения. То есть, грубо говоря, в стране слишком много аудиторов.
— Если честно, мне не нравятся разговоры про то, много у нас аудиторов или мало... На практике количество аудиторов в какой-то конкретный момент определяется тем, как складывается положение на рынке. Очень трудно посчитать, сколько нужно аудиторов. Если же говорить о теории, мы недавно задались подобным вопросом, сравнили с другими странами, сколько у нас аудиторов в пересчете на численность населения, на объем ВВП. И оказалось, что мы на таком же уровне, как большинство европейских и азиатских стран. Мы сильно отстаем по этим показателям, например, от Великобритании, но там аудитор выполняет массу функций, которые в европейской континентальной модели не предусмотрены.
Падение же объемов выручки по отношению к выручке клиента на самом деле можно объяснять совершенно по-разному. Я для себя объясняю это тем, что в не лучшие для экономики времена клиент замораживает цены...
— А безотносительно роста экономики рынку аудита есть куда расти?
— Конечно, есть. Это диверсификация услуг, которые оказываются, новые услуги, которые можно оказывать. Например, услуги, связанные с отчетностью по международным стандартам. Сейчас постепенно становится очень важной промежуточная отчетность, но в отношении промежуточной отчетности мало кто проводит полноценный аудит.
— Промежуточная отчетность в основном нужна публичным компаниям, крупным заемщикам. Их проверяют крупные аудиторские компании. Малый бизнес это не сильно спасет...
— Не согласен. Действительно, так принято считать, но реальные цифры другие, хотя я понимаю, что даже для экспертов они могут стать неожиданными. Недавно на одной из наших конференций были озвучены такие данные: в России среди компаний, оказывающих услуги по аудиту отчетности по МСФО, 50% — это малые аудиторские организации, еще 34% — средние. На крупные аудиторские организации приходится всего-навсего 18%. Разумеется, это по количеству, если же смотреть на объемы выручки, ситуация будет совсем другая. Тем не менее это свидетельствует о том, что даже небольшие аудиторские компании являются активными игроками на данном поле.
Кроме того, дело даже не в аудите по МСФО как таковом. Если ты аудитор, то существует масса иных услуг, которые ты можешь оказывать. У наших компаний соотношение аудиторских и неаудиторских услуг приблизительно стабильно, при этом немного превалируют аудиторские. А должно быть по-другому, поскольку рынок услуг, не связанных напрямую с проведением аудита, значительно шире рынка аудита. Это налоговый, бухгалтерский, финансовый консалтинг. Это ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, составление налоговых расчетов, обучение, связанное с этими процессами. Плюс некоторые юридические услуги, управленческое консультирование, да мало ли что здесь может быть!
"Ни с какими забастовщиками я не встречался"
— Тем не менее, несмотря на описанные перспективы, в основном именно небольшие компании выражают недовольство положением дел в отрасли. В этом году уже прошло две забастовки аудиторов. Участники рынка говорят, что бизнес мелких аудиторских компаний умирает, но винят в этом не общеэкономическую ситуацию, а государство, которое их не поддерживает...
— Долгие годы рынок держался в основном на том, что государство навязывало предпринимателям обязательный аудит. И часть аудиторов откровенно паразитировала на этом. Потому что не надо было сильно напрягаться, думать об имидже, репутации, качестве оказываемых услуг. Посмотрите, например, с какой ожесточенностью часть аудиторского сообщества борется за введение крупных штрафов для компаний, уклоняющихся от обязательного аудита. Введение таких штрафов рассматривается чуть ли не как панацея для поддержания рынка аудиторских услуг. Причем, заметьте, это требование выдвигается не теми, кто заинтересован в услугах, в результате, а самими аудиторами. Что, в общем, говорит о некоем перекосе в данном вопросе.
И из-за того, что у нас долгие годы государство устанавливало обязательный аудит, сложилось впечатление, что именно государство является чуть ли не главным потребителем аудиторских услуг. И сегодня, когда выдвигаются какие-то предложения по расширению перечня компаний, подлежащих обязательному аудиту, в качестве обоснования очень часто приводятся потребности государства. Хотя на самом деле государство имеет широчайший арсенал механизмов, институтов, органов, которые могут осуществлять контрольные функции. А аудит — это рыночный институт, по большому счету. И единственная причина, по которой именно государство вводит обязательный аудит,— это отнюдь не защита аудитора, это защита инвестора, защита потребителя, обеспечение определенных гарантий для него.
Сейчас государство чуть-чуть пересмотрело свое отношение к обязательному аудиту. Кто-то кричит, что рынок рухнул. Я же скажу, что рынок стал приобретать нормальные очертания. Рынок стал приобретать, если хотите, цивилизованные черты.
— Сами аудиторы говорят, что государство в других отраслях поддерживает малый и средний бизнес, а в аудиторской отрасли — нет...
— Государство поддерживает малый и средний бизнес в любых отраслях. 85-90% аудиторских компаний — это малый бизнес. И меры поддержки могут быть разные. Но пока предлагается только такая форма поддержки: давайте, грубо говоря, обяжем всех проводить аудит. Это приблизительно так же, как ввести для всех обязательное страхование или, допустим, оценку. Разумеется, это мечта любого страховщика или оценщика, но возникает вопрос: а пользователю это надо? Поэтому когда мы говорим о поддержке малого бизнеса, то давайте искать меры, которые бы поддерживали малый аудиторский бизнес, но не за счет потребителей аудиторских услуг.
— Забастовки аудиторов вызвали довольно серьезный резонанс, были публикации в ведущих СМИ. Как вы отнеслись к этим протестам?
— Неравнодушное отношение к своему делу, к проблемам своей профессии заслуживает исключительно поддержки. Вопрос лишь в том, что стоит за этим отношением. Если за этим стоит банальное непонимание ситуации, отсутствие серьезного анализа сложившегося положения, отсутствие реалистичных предложений, то, кроме вреда, такое неравнодушие вряд ли что-нибудь способно принести.
— Вы встречались с забастовщиками? В чем суть их претензий?
— Ни с какими забастовщиками я не встречался.
— То есть вы считаете, что на эти протесты лучше не реагировать?
— Если есть какие-то конкретные предложения, если они носят конструктивный характер, то совершенно необходимо на это реагировать. Осталось только определить, что хотят эти люди, что предлагают, о чем должен идти разговор. Вот вы у меня спрашиваете, в чем суть их претензий. На самом деле, у меня такой же вопрос. Никаких внятных претензий или предложений я пока не получал. И в СМИ тоже не видел.
— А как же претензии по поводу переаттестации и сложностей с получением единого аттестата нового образца — о них много говорили и писали? По данным Минфина, новые аттестаты из 24 тыс. аудиторов смогли получить немногим более 3 тыс...
— Это немного лукавая статистика с точки зрения ее пригодности для подобных оценок. Все зависит от того, какие цифры сравнивать. Если сравнивать с общим количеством аудиторов, то кажется, что 3 тыс.— это мало. Но ведь это не было обязательной процедурой: единый аттестат получали только те, кто знал, что он пригодится, то есть аудиторы, обслуживающие общественно значимые организации. У нас таких организаций меньше 10% от общего количества клиентов аудиторов. Поэтому новый аттестат пошли получать всего-навсего 6-7 тыс. аудиторов и около половины из них его получили. Остальные, видимо, решили, что им это не надо. И по большому счету, наверное, правильно решили.
"У контроля Росфиннадзора очень большие перспективы"
— То, что половина желающих не сдали экзамен, несмотря на то что являются действующими аудиторами, все же не лучший показатель. А что вообще с качеством аудита? В прошлом году начались проверки аудиторов со стороны Росфиннадзора. Как это сказалось на отрасли?
— Сам факт того, что появился независимый от аудиторской профессии орган, который осуществляет внешний контроль качества, уже оказал дисциплинирующее воздействие на рынок. Аудиторы стали внимательнее относиться к профессиональным стандартам, к соблюдению законодательства. У этого вида контроля, на мой взгляд, очень большие перспективы.
— По данным Росфиннадзора на август, из 160 проверенных с начала года компаний лишь к 3 не возникло претензий, выдано 21 предписание о приостановлении членства в СРО. Не многовато ли нарушений?
— Смотря, как вы понимаете, что такое "многовато"...
— Допустим, если сейчас надзорный департамент Центробанка объявит, что по результатам проверок 13% банков запретили заключать новые договоры с клиентами, я скажу, что это много.
— Тогда я думаю, что для аудиторского рынка это немного, принимая во внимание, что мы в начале пути. Недавно у нас были переговоры с представителями международного форума независимых регуляторов аудита, то есть тех же подразделений министерств финансов или аналогичных органов из других стран. И они в один голос говорили, что у них было то же самое, когда они вводили такую систему контроля. Поэтому я не стал бы драматизировать эти цифры. Конечно, неприятно, что количество мер дисциплинарного воздействия Росфиннадзора в разы больше, чем у СРО, причем Росфиннадзор находит то, что СРО либо не нашли, либо просто закрыли глаза на это. Ну, поживем и увидим, что это такое — не нашли или просто закрыли глаза, хотя надо сказать, что и то и другое не очень здорово.
— То есть, если ориентироваться на данные Росфиннадзора, получается, что СРО не до конца справляются с контрольными функциями... Но с момента введения на рынке двухуровневой системы, когда вместо лицензий Минфина для работы на рынке стало необходимым членство в саморегулируемой организации, прошло несколько лет. Каковы ваши впечатления от работы данной системы?
— На самом деле, у нас и до 2009 года, когда вступили в силу соответствующие изменения в законодательство, была двухуровневая система. Если внимательно проанализировать, то никаких кардинальных перемен тогда не произошло. Просто заменили лицензирование на обязательное членство в СРО. Вчера допуском к осуществлению определенной деятельности была
лицензия, которую выдавали, а сегодня допуском является членский билет. Но механизм от этого не поменялся.
Правда, произошли некоторые изменения в нашем понимании того, что должна делать
саморегулируемая организация. И в этом плане мы, с моей точки зрения, пока достаточно далеки от того, чтобы иметь возможность оценить результаты перехода на двухуровневую систему. По-прежнему, к сожалению, идет процесс притирки и формирования этой модели. Так и не закончился период, когда все друг на друга подозрительно смотрят, говорят: а вот там государственный регулятор чего-то не сделал, и мы теперь должны это делать. Точно так же государственный регулятор смотрит и говорит, что СРО не делают определенных вещей, которые должны делать. Словом, каждый пытается играть на чужом поле, и это на пользу дела вряд ли идет. Так что нужно еще некоторое время для того, чтобы система заработала в полную силу.
— Минфину, как регулятору, много жалоб на аудиторские СРО поступает?
— Достаточное количество. Они связаны прежде всего с вопросами членства в СРО и с вопросами контроля качества аудиторских организаций, за который отвечают СРО. В основном это жалобы от самих аудиторов и жалобы от сторонних лиц на членов СРО и на СРО.
— А за что жаловаться на СРО сторонним лицам?
— У нас очень много было ситуаций, когда к нам кто-то обращается с жалобой на аудиторскую организацию, а мы пересылаем эту жалобу в СРО, потому что это сфера их полномочий. А потом через какое-то время нам пишут: вы ответили, что это должны делать СРО, а вот посмотрите, какую формальную бумажку мы получили от СРО.
— Если по сути обращений, на что чаще всего жалуются?
— Главным образом идут жалобы от третьих лиц. На качество оказываемых услуг, соблюдение законодательства со стороны аудитора — это, наверное, больше трех четвертей всех жалоб. В последнее время увеличилось количество жалоб на соблюдение правил независимости аудитора. Подчас это сведение счетов между аудиторами, не поделившими клиента — мы это понимаем, но тем не менее факт имеет место.
В отношении СРО в основном жалуются в том плане, что они при проведении процедур контроля качества якобы игнорируют случаи нарушения законодательства своими членами. При этом приводятся примеры таких нарушений. То есть фактически суть жалоб та же, просто ответчик другой.
— А сами аудиторы на что жалуются?
— Аудиторы очень много жалуются на саморегулируемые организации с точки зрения вопросов членства, в основном на то, что им мешают перейти из одной СРО в другую: затягивают рассмотрение вопроса, выдачу документов и т. п. Много жалоб из серии "нас замучили проверками за то, что мы что-то публично сказали", а также на то, что местные контролеры качества СРО аффилированы с некоторыми участниками рынка. Кроме того, естественно, поступают жалобы на порядок проведения конкурсов по выбору аудитора, но подобные жалобы в регулирующие органы характерны для компаний любых отраслей.
Ещё пару СРО снести и порядок будет. А то развелись хозяйчики типа Руфа. Помощи ноль, только взносы плати, да ещё доброволку на ВККР.
Ссылка в никуда. Лучше вывести на Минфин.
Интервью, а точнее оправдания очень лукавы.Да и ,что ожидать от того кто,,паразитирует,,на аудите.Умолчал о том, что - саморегулирование не состоялось, а все СРО превращены фактически в придаток МФ, что нас хотят поставить в один ряд с Кипром,Малайзией,Нигерией и тп которые применяют МСА, а развитые страны.Канада,США,Великобритания и др только принимают к сведению,а работают по национальным ,ИСКАЗИЛ И МНОГОЕ ДРУГОЕ.
Долгие годы рынок держался в основном на том, что государство навязывало предпринимателям обязательный аудит. И часть аудиторов откровенно паразитировала на этом.
Посмотрите, например, с какой ожесточенностью часть аудиторского сообщества борется за введение крупных штрафов для компаний, уклоняющихся от обязательного аудита.
Причем, заметьте, это требование выдвигается не теми, кто заинтересован в услугах, в результате, а самими аудиторами.
Поэтому когда мы говорим о поддержке малого бизнеса, то давайте искать меры, которые бы поддерживали малый аудиторский бизнес, но не за счет потребителей аудиторских услуг.
Но пока предлагается только такая форма поддержки: давайте, грубо говоря, обяжем всех проводить аудит.
Если внимательно проанализировать, то никаких кардинальных перемен тогда не произошло. Просто заменили лицензирование на обязательное членство в СРО. Вчера допуском к осуществлению определенной деятельности была лицензия, которую выдавали, а сегодня допуском является членский билет. Но механизм от этого не поменялся.
У наших компаний соотношение аудиторских и неаудиторских услуг приблизительно стабильно, при этом немного превалируют аудиторские. А должно быть по-другому, поскольку рынок услуг, не связанных напрямую с проведением аудита, значительно шире рынка аудита. Это налоговый, бухгалтерский, финансовый консалтинг. Это ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, составление налоговых расчетов, обучение, связанное с этими процессами.
С чем могу согласиться, так это с тем, что на аудиторской отрасли сказываются в том числе проблемы всей отечественной экономики. Да, зависим от благосостояния клиентов как и многие другие отрасли.
"У контроля Росфиннадзора очень большие перспективы"
Значит как штрафы за не проведение аудита брать так это непозволительное вмешательство в рыночные отношения, а как РФН на аудиторов натравливать - это в норме рыночных вещей? Будьте уж до конца последовательны.
Ой, кажись над Шнэйдьманом сгущаются тучи! Иначе с чего бы это такая жесткая риторика, с чего бы оправдания? Аудиторская Россия затаила дыхание и подумала " Господи! Неужто ты нас услышал..."
Во-первых, аудиторская деятельность развивается исключительно в ответ на соответствующий запрос экономики. Это банально, это азбучная истина, но об этом многие забывают. И у нас часто аудитору кажется, что именно он определяет перечень услуг. Хотя на самом деле перечень востребованных услуг, которые оказывает аудитор, определяет не сам аудитор, а именно экономика. И даже если государство навяжет какую-то услугу, перспектив развития рынка по такой услуге практически никаких нет.
Леонид Шнейдман: "Часть аудиторов паразитировала на обязательном аудите"
Согласен и вы прекрасно знаете какая это часть – в первую очередь аудиторские фирмы большой четверки, в том числе аудиторская фирма "PricewaterhouseCoopers", в которой вы работали с 1992 по 2004 г. (хотя, судя по вашей работе не исключено что и сейчас получаете там зарплату, а работа в Минфине эти типа как Штирлиц подрабатываете)
Посмотрите, например, с какой ожесточенностью часть аудиторского сообщества борется за введение крупных штрафов для компаний, уклоняющихся от обязательного аудита. Введение таких штрафов рассматривается чуть ли не как панацея для поддержания рынка аудиторских услуг.
Просто поразительно с какой ожесточенностью директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России отстаивает права тех кто хочет избежать государственного финансового контроля и уклониться от проведения аудиторской проверки.
Вы Леонид Зиновьевич в своей деятельности так поразительно похоже на милиционера на рынке, который должен следить за порядком, а фактически занимается укрывательством лиц нарушающих Закон.
С чего бы это вдруг?
— Государство поддерживает малый и средний бизнес в любых отраслях. 85-90% аудиторских компаний — это малый бизнес. И меры поддержки могут быть разные. Но пока предлагается только такая форма поддержки: давайте, грубо говоря, обяжем всех проводить аудит. Это приблизительно так же, как ввести для всех обязательное страхование или, допустим, оценку.
Вот об этом поподробнее пожалуйста, кто где и когда требовал обязать всех проводить аудит?
Я лично только в этом интервью это увидел.
Вы вообще в России информацию черпаете или откуда?
Или покурили чего недавно?
Хорошее интервью; полезное. Надо начатое довести до конца: отменить обязательный аудит как норму закона об аудите. И это просто: организации, обязанные проводить аудит поименованы в отраслевых законах. Вот пусть и проводят. Это почти искличительно будут ОЗХС. И наступит вечное счастье
аж скучно.
классика жанра - что бы заработать деньги, сначала надо выжить всех конкурентов, а потом его монополизировать.
года через три останется выженное поле, два- три десятка средняка и биги.
тогда аудит окажется очень необходим.
леонид зиновьевич, а вы не хотели бы привести статистку сборов налогов с 01.01.2010 по настоящее время?
"Часть аудиторов паразитировала на обязательном аудите"
Согласен совершенно. Господа аудиторы. Посмотрите на это с другой стороны. Я учредитель и директор и бухгалтер. Нафиг мне обязательный аудит. Что мне у себя проверять?
Я учредитель и директор и бухгалтер. Нафиг мне обязательный аудит.
А рациональное в словах Виктора то, что можно было бы кол-во учредителей/акционеров сделать один из критериев обязательного аудита.
Я учредитель и директор и бухгалтер. Нафиг мне обязательный аудит. Что мне у себя проверять?- ВОТ СПЕЦИАЛИСТ, НА ВСЕ РУКИ!
НАЛОГОВАЯ, ПФР, ФСС, ОБЭП еще не приходили? ЖДИТЕ.
За то что шнейдман как уж на сковороде нужно сказать спасибо Блинкову и тем кто за ним и помогать ему в дальнейшем организовывать забастовки ,пикеты и т п.Возможно тогда аудит станет национальным а не западным.
Я не могу согласиться с Леонидом Зиновьевичем.
Государство устанавливает обязанности для граждан и юрлиц:
ОСАГО, оценка, нотариус, аудиторские услуги, техосмотр, обучение на водителей для выдачи прав, медосмотры перед садиком, прививки, планы эвакуации, пожарные огнетушители и т.д.
Обязанность только тогда обязанность, когда есть орган проверяющий ее исполнение и санкции за невыполнение, предписания об обязательности выполнения
Государство формирует требования к компаниям, которые обслуживают эти обязанности. А не паразитируют, как было сказано.
Эти компании должны функционировать круглый год, иначе они не смогут выполнять возложенные на них функции. По аудиту -единственной услуге-большой перекос, что спрос есть только с ноября по март.
Также должны функционировать санкции за их несоблюдения и требования выполнить закон после уплаты санкций.
Давая такое интервью, получается, что государство ошиблось, введя систему обязательного аудита. Он никому не нужен, все организации , обслуживающие этот процесс- паразиты.
Выход- отменить все нормы об обязательном аудите вообще.
Если самые крупные аудиторские компании в мире -паразиты, то ( судя по интервью) надо во всем мире начать борьбу с их уничтожением.
Но пока это не так. ФЗ об аудиторской деятельности есть, значит должны быть санкции за его неисполнение и госорган, который проверяет его исполнение и требует его исполнения компаниями, а не выдает штрафы на 200 руб. и все.
Анна права, у меня тоже сложилось впечатление, что это интервью не человека, занятого развитием отрасли, а арбитражного управляющего, занятого ее официальной ликвидацией: объяснение, почему не все так плохо, как всем кажется, паразитирование на обязательном аудите, аудиторы сами не захотели сдавать упрощенный экзамен, советы аудиторам оказывать другие услуги... Реальные проблемы, что в аудите нет притока кадров, что тендеры давно превратились в профанацию, создание СРО надежд не оправдало, саморегулирования в отрасли нет и т.д. замалчиваются, никаких решений не предлагается. Это не значит, что все сказанное неправильно, со многим можно согласиться, но общее впечатление от интервью именно такое.
Если Минфин считает, что России нужен только такой аудит, который признают за рубежом, то нужно прямо так и сказать, отменить обязательный аудит, чтобы на нем не паразитировали. Аудиторы не дураки, понимают, сколько фирм, начиная сверху списка, способны выдать признаваемое иностранцами заключение. Пусть это не 4 фирмы, немного больше. Но введение в России МСА это число не увеличит. Сделай ты аудит хоть трижды по МСА, мелкой-средней фирме это не поможет. Потому что иностранцы верят не МСА, а фирме, которая выдает заключение. Переход на МСА - это не плохо, но выставлять это как спасение отрасли - самообман.
Давая такое интервью, получается, что государство ошиблось, введя систему обязательного аудита. Он никому не нужен, все организации , обслуживающие этот процесс- паразиты.
Выход- отменить все нормы об обязательном аудите вообще.
Действительно, интервью г. Шнейдмана впечатляет. Если регулятор считает, что аудит в таком виде не нужен, то что вообще говорить о спасении отечественного аудита. Если думает, что много аудиторов развелись, что пожалуйста сокращайте их, выявляйте тех, кто работает в отрасли, обхватываете всех контролем, или прямо так и скажите, что владельцы новых аттестатов проводят обязательный аудит, а остальные только инициативный. Тогда простые аудиторы уйдут от членства СРО, что тоже не выгодно этому господину, кого он будет контролировать? Правильно Виталий пишет, что это слова арбитражного управляющего, еще лучше ликвидатора отрасли.
Я , кстати, нашла еще паразитов, которыми можно заниматься:
1. Газовики- присоединение к газу, вызов мастера, техобслуживание котельной
2. Электрические компании- смена счетчиков в жилых домах по истечении срока годности, вызов электрика для опломбировки, тариф на электроэнергию, нет конкуренции
3. Водяные счетчики- обязательные в каждой квартире
4. монополист по калию из-за которого был даже скандал с Белоруссией
Вывод: Если раскручивать эту тему, то 90 % бизнеса в России является паразитическим и основан на государственном требовании выполнения закона.
Потребителю тоже не нужны водяные счетчики, электрические счетчики, которые работают , но у них кончились сроки годности, обязательная учеба на водительские права, навязанные газовиками, электриками, водоканалом услуги и т.д.
Давайте тогда ото всех обязательных услуг избавимся.
Но ведь это не было обязательной процедурой: единый аттестат получали только те, кто знал, что он пригодится, то есть аудиторы, обслуживающие общественно значимые организации. У нас таких организаций меньше 10% от общего количества клиентов аудиторов. Поэтому новый аттестат пошли получать всего-навсего 6-7 тыс. аудиторов и около половины из них его получили. Остальные, видимо, решили, что им это не надо. И по большому счету, наверное, правильно решили.
Вам то зачем этот аттестат? Даже не так задам вопрос - Понятное дело, что вы формально пришли на экзамен, порисовали каракули, поковырялись в носу и вам его выдали без каких либо проблем. А вы пытайтесь его сдать сами?
Вопросы поставлены так, что из 35 человек аттестат получают только 3, которым по-вашему мнению "он действительно нужен". Остальные же так просто пришли, 30 тысяч выбросить, "счастье попытать".
— Ни с какими забастовщиками я не встречался.
Чуть выше Виктор написал
Я учредитель и директор и бухгалтер. Нафиг мне обязательный аудит. Что мне у себя проверять?
Утверждение Шнейдмана об аудите, как запрос экономике - полнейшая чушь. Аудит нужен не экономике, а собственнику. Может быть гр. Шнейдман талантливый теоретик учета и контроля, но ни разу не собственник.
Присутствующим тут аудиторам могу пожелать одного - не жаждите обязаловки каким-либо организациям, а предлагайте им свою помощь в борьбе с налоговой. Тогда вы будете востребованы исполнительными органами. Глядишь, за ними подтянутся и собственники.
Однако.
Присутствующим тут аудиторам могу пожелать одного - не жаждите обязаловки каким-либо организациям, а предлагайте им свою помощь в борьбе с налоговой. Тогда вы будете востребованы
А ПАРАЗИТЫ НИКОГДА!
Долгие годы рынок держался в основном на том, что государство навязывало предпринимателям обязательный аудит. И часть аудиторов откровенно паразитировала на этом.
Про удивительный и поучительный мир паразитов рассказано в книге американского научного журналиста Карла Циммера ("Паразиты. Тайный мир"), вышедшей в рамках проекта «Библиотека «Династии»» в издательстве «Альпина нонфикшн». Автору удалось изложить неимоверное число фактов и историй, организовав их так, что вместо скучного перечисления они складываются в целостную, достаточно неожиданную и парадоксальную картину".
Спасибо на добром слове, и вам того же. ОБЭП, кстати , уже не существует как структура, уважаемый Злобный "специалист".
Я знаю свои косяки перед налоговой и несу эти риски, как и другие владельцы малого бизнеса. На нарушения иду осознанно, чтобы выжить.
Действительно, Виктор, вы уже все что вам надо своровали.
Зачем Вам аудитор? Чтобы раскрыть все ваши схемы и делишки.
Лучше уж не говорите.
ОБЭПа нет, просто это старое название,
есть подразделения полиции, которые и занимаются налоговыми преступлениями
Весьма странно звучат предложения Шнейдмана заниматься аудиторам не аудитом, а оказанием иных услуг: "аудит по МСФО, налоговый, бухгалтерский, финансовый консалтинг, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, составление налоговых расчетов, обучение, связанное с этими процессами. Плюс некоторые юридические услуги, управленческое консультирование, да мало ли что здесь может быть!" Чтобы заниматься оказанием всех вышеуказанных услуг не надо быть аудитором. Как видно из интервью директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России плохо знает закон об аудиторской деятельности № 307-ФЗ. Неплохо бы освежить его в памяти, в особенности п.п. 2, 3 и 4 ст. 1. После изучения норм закона об аудиторской деятельности господин Шнейдман, возможно, выяснит для себя, что для оказания всех предложенных им услуг, в т.ч. проведения аудита по МСФО, аттестат аудитора, в т.ч. и единый, не требуется.
И еще из интервью выясняется, что Шнейдман неважный управленец. Любой грамотный руководитель понимает, если специалист долгое время занимается не тем, чему обучался, то он теряет навыки. Именно поэтому в законе об аудиторской деятельности есть положение об обязательном участии аудитора в проверка не реже 1 раза в 2 года.Но практика показывает, что аудитор, который принимает участие в аудите в соответствии с указанными нормативами, утрачивает навыки аудита ко второй проверке.
Полностью поддерживаю мнение, что интервью очень напоминает "слова арбитражного управляющего, еще лучше ликвидатора отрасли"
Я , кстати, нашла еще паразитов, которыми можно заниматься:
1. Газовики- присоединение к газу, вызов мастера, техобслуживание котельной
2. Электрические компании- смена счетчиков в жилых домах по истечении срока годности, вызов электрика для опломбировки, тариф на электроэнергию, нет конкуренции
3. Водяные счетчики- обязательные в каждой квартире
4. монополист по калию из-за которого был даже скандал с Белоруссией
Вывод: Если раскручивать эту тему, то 90 % бизнеса в России является паразитическим и основан на государственном требовании выполнения закона.
Потребителю тоже не нужны водяные счетчики, электрические счетчики, которые работают , но у них кончились сроки годности, обязательная учеба на водительские права, навязанные газовиками, электриками, водоканалом услуги и т.д.
Давайте тогда ото всех обязательных услуг избавимся.
Мне нужны водяные счетчики. С ними меньше платишь. И я за водяные счетчики для всех, потому что они заставляют людей думать про экологию.
Мне нужен газ. И я предпочитаю, чтобы мою газовую технику отслеживали централизовано, потому что встречала результаты "самоделок" и "доработок", после которых взрываются подъезды и сгорают дома.
А вот аудитор мне нафиг не нужен.
Смиритесь уже, дорогие аудиторы, с тем, что ваше существование не нужно собственникам, бухгалтерам и людям. Потому что все, чем занимаются аудиторы - подтверждение никому не нужной отчетности, которая складывается в налоговой и в статистике и всё! И лежит там, пылится, вместе с заключением, потраченными нервами и временем, деньгами и ресурсами, ушедшими на учебу, работу аудитора, на его рабочие документы и т.д. и т.п.
И в налоговой эта отчетность тоже не нужна. И заключение не нужно. И не читают они его. Им больше интересны налоговые регистры.
Где он, этот "пользователь бухгалтерской отчетности", ради которого весь сыр-бор? Для отчетности какого-нибудь ОАО "Воронежмолоко"? Собственник? Не смешите меня. Собственник и так в курсе.
Аудит не предотвращает налоговые, экономически и т.п. преступления, он не нужен и для контроля.
Мне смешно на это:
Действительно, Виктор, вы уже все что вам надо своровали.
Зачем Вам аудитор? Чтобы раскрыть все ваши схемы и делишки.
Лучше уж не говорите.
ОБЭПа нет, просто это старое название,
есть подразделения полиции, которые и занимаются налоговыми преступлениями
И тех же самых "паразитов" проверяют аудиторы и говорят "спасибо", что им заплатили денежки (поделились), а не "караул, сколько народных денег уворовано!". Потому что ВЫГОДНО. И очень любят особенно обласканных государством "паразитов", типа нефтянки. Потому что из них можно побольше денег вытащить.
Не услышала ни одного достойного аргумента в защиту аудита из этой полемики. Одни эмоции: "С нами не хотят делиться деньгами, караул! Нас отменяют! Ужас! Мы ведь такие нужные!".
А Шнейдман сказал горькую, но истину.
Татьяна пишет: "Не услышала ни одного достойного аргумента в защиту аудита из этой полемики. Одни эмоции: "С нами не хотят делиться деньгами, караул! Нас отменяют! Ужас! Мы ведь такие нужные!".
А Шнейдман сказал горькую, но истину."
согласен на 100%.
Аудитор пишет: "Действительно, Виктор, вы уже все что вам надо своровали.
Зачем Вам аудитор? Чтобы раскрыть все ваши схемы и делишки."
почему своровали? просто на отдали свое воровскому государству. Я плачу за учебу детей, за лечение себя и детей, за лечение и жизнь родителей. Вы предлагаете еще платить государству за несуществующие услуги? Рассуджать как вы могут только наемники, которые на платят государству из своего кармана.
А Шнейдман сказал горькую, но истину.
Если аудит никому не нужен, так пусть рынок это и определит. А не искусственные нагромождения "от Шнейдемана" в виде СРО, РФН, ЕАК и прочей белиберды. Как развивать аудит так рынок, а как гнобить так государство главный застрельщик.
все, чем занимаются аудиторы - подтверждение никому не нужной отчетности
Смиритесь уже, дорогие аудиторы, с тем, что ваше существование не нужно собственникам, бухгалтерам и людям. Потому что все, чем занимаются аудиторы - подтверждение никому не нужной отчетности, которая складывается в налоговой и в статистике и всё!
Я целиком бы согласился с Вашими доводами, если надо мной не стояли бы надзиратели из РФН, и никто "силком" бы не загонял в СРО.
Если аудит никому не нужен, так пусть рынок это и определит. А не искусственные нагромождения "от ...
"Вы, аудиторы, разве какие-то налоговые преступления раскрыли и "настучали"? Да вы что! Это же марает престиж профессии, аудиторы не "стучат". С такими договоры заключать не будут."
Да, раскрыли, мы же аудиторы из налоговой, а раньше работали во внешнем аудите.
Если вы обвиняете, что государство воровское, так причем тут аудиторы. Народ выбирает власть. И не надо все косяки вешать на аудиторов. Вы просто не понимает суть аудита.
А Шнейдман проводит политику для BIG4 и убирает малые аудиторские фирмы. Ходят слухи, что когда уберут, опять снизят пороги обязательного аудита и всех заставят аудироваться у BIG4. Так что готовьте денежки, Виктор.
Вы, аудиторы, разве какие-то налоговые преступления раскрыли и "настучали"? Да вы что! Это же марает престиж профессии, аудиторы не "стучат". С такими договоры заключать не будут.
Фактов нарушений со стороны руководства предприятий не так уж и мало. И может быть у вас в ОАО "Воронежмолоко" все так и прекрасно и все нарушения делаются только с санкции собственника предприятия - поэтому ему и не надо об этом лишний раз напоминать, но очень часто собственникии ОАО и ООО и МУпов и ГУПов понятия об аналогичных фактах не имеют. А узнав об этом после проведенной проверки очень сильно удивляются и принимают достаточно конкретные и жесткие шаги для пресечения безобразий.
Что касается того кому нужна эта бухгалтерская отчетность - то в первую очередь она нужна самому государству. Попробуйте поставить себя на место руководителя государства который понятия не имеет о том как у него обстоят дела в экономической сфере. А как еще он может получить эти данные если не данным бухгалтерской отчетности. По налоговым декларациям что-ли? Ну а если все таки придете к выводу о том что бухгалтерская отчетность все таки нужна - то сделайте следующий шаг и ответьте на вопрос, а как вы будете обеспечивать ее достоверность.
Другое дело что у нас такие руководители государства не совсем адекватные, все че-то реформирую и реформируют и чем больше реформируют тем хуже становится от этих реформ.
А насчет аудиторов вы не беспокойтесь , подавляющее большинство из них это разумные и адекватные люди которые не пропадут в жизни. Просто очень жаль что в принципе нужные и для государства и для общества и для бизнеса аудит загоняют в тупик.
Уважаемый VIC 96, после такого:
Завершился конкурс на право заключения договора на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО Футбольный клуб "Ростов" за 2013 год (Ростов-на-Дону).
Клуб намеревался отдать за аудит 358 400 рублей. Но действительность внесла свои коррективы, и цена договора составила 20 тысяч, то есть (5,6% от начальной цены).
Судя по вашему сленгу, Татьяна, Вы, если и относитесь к пользователям, то только как руководитель организации, который совершает налоговые преступления и потому очень не хочет, чтобы его кто нибудь проверял. Удивительно, но позиция Минфина совпадает с Вашей.
Расставила вам выше запятые, чтобы оценили. Дальше не расставляла, так цитировала.
Попробуйте поставить себя на место руководителя государства который понятия не имеет о том как у него обстоят дела в экономической сфере. А как еще он может получить эти данные если не данным бухгалтерской отчетности. По налоговым декларациям что-ли?
Его интересует, с кого денег стрясти. А это оно изучает именно по налоговым декларациям.
И это тоже правда.
Не надо притворяться, что государству особенно нужны безупречные и точные данные об экономике. И поэтому ему крайне важны аудиторы!
А насчет аудиторов вы не беспокойтесь , подавляющее большинство из них это разумные и адекватные люди которые не пропадут в жизни. Просто очень жаль что в принципе нужные и для государства и для общества и для бизнеса аудит загоняют в тупик.
Вывод.
Аудиторам хочется "правильный и нужный аудит". Но в таком государстве, как наше, "правильный и нужный" - не нужен.
И уменьшение лимитов по выручке и стоимости основных средств, упрощение учебы и т.п. совершенно не поспособствует появлению потребности в таком аудите.
Печально, но факт.
Нужно, чтобы изменился подход к отчетности.
ПыСы:
ОАО "Воронежмолоко" = ОАО "Шараж-монтаж". Приведено для примера.
ПыПыСы:
Очень не хотела обидеть ОАО "Воронежмолоко", если оно существует.
Оно приведено как пример организации, о которой никто слыхом не слыхивал. И которая никому не нужна вместе со своей отчетностью. Похоже, так и есть.
Приношу свои искренние извинения возможно существующей ОАО "Воронежмолоко".
Оказывается отечественные аудиторы - "государственные контролеры"! Надо же! Давно так не смеялся! Уважаемые, займитесь лучше реальным делом, а не столь любимым рисованием заключений по принципу "чего изволите-с"! А если не получится, то значит вы настолько " хороши", что, возможно, стоит заняться чем-нибудь более простым.
Уважаемые, займитесь лучше реальным делом, а не столь любимым рисованием заключений по принципу "чего изволите-с"! А если не получится, то значит вы настолько " хороши", что, возможно, стоит заняться чем-нибудь более простым.
Типа как у Ильича - "Советы постороннего"!
Итак, чем нам (аудиторам) стоит заняться???
Судя по Шнейдману - хренью!
А что скажет народ: Алексис, Татьяна и Виктор?
Даже любопытно становится?!?
Уважаемый VIC 96, после такого:Завершился конкурс на право заключения договора на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО Футбольный клуб "Ростов" за 2013 год (Ростов-на-Дону).
Клуб намеревался отдать за аудит 358 400 рублей. Но действительность внесла свои коррективы, и цена договора составила 20 тысяч, то есть (5,6% от начальной цены).
Уважаемая Татьяна,
аудиторы давно предлагают различные варианты решения демпинга, например:
- убирать заявки аудиторских организаций, цена проведения аудита которой отличается от средней цены других аудиторов более определенной величины.
Но только кто нас слушает?
А судя по вашей грамотности, вы вообще не русский Правда. Подучите грамматику, у вас очень плохо со знаками препинания. Очень. Когда получаешь этакий "Отчет аудитора", тошно читать, пробираясь сквозь дебри безграмотности.
Расставила вам выше запятые, чтобы оценили. Дальше не расставляла, так цитировала.
Спасибо, за редактирование. Огромное, хоть и писал в перерыве – на бегу, да и не отчет аудитора это, поэтому буду продолжать писать в свободной форме.
А государство не очень-то и волнует, что у него в экономической сфере. Вы и сами об этом сказали. Понимаете ведь!
Не согласен с вами.
Не смешивайте интересы отдельных лиц, случайно занявших места в государственных органах и не понимающих что надо делать, а также лоббистов отдельных компаний - с интересами государства.
Его интересует, с кого денег стрясти. А это оно изучает именно по налоговым декларациям. И это тоже правда.
Ну, это тоже неверное утверждение. Видимо вы, пока читали интервью, запятые расставляли, а надо было в смысл вникать. В частности в этом вопросе аудиторы говорят о соразмерной ответственности за не проведение обязательного аудита.
А то получается интересная ситуация. Вот если вы, к примеру, поедете в такси и не увидите визитку водителя, то по административному кодексу это означает что таксиста можно привлечь к административной ответственности в виде штрафа:
- на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
А вот если вы общественно значимый хозяйствующий субъект (!) и не удосужились организовать аудиторскую проверку, то штраф составляет всего от 3 до 5 тыс. рублей.
Не надо притворяться, что государству особенно нужны безупречные и точные данные об экономике. И поэтому ему крайне важны аудиторы!
Логики вашей опять не понял в данных предложениях, как и в целом в комментариях, так как одно предложение явно противоречит другому. Хотя с первым предложением в принципе согласен.
А насчет аудиторов вы не беспокойтесь, подавляющее большинство из них это разумные и адекватные люди которые не пропадут в жизни. Просто очень жаль, что в принципе нужные и для государства и для общества и для бизнеса аудит загоняют в тупик.
Прекрасно знаю. Поэтому и говорю: "Уходите из никому не нужной сферы. Идите туда, где действительно нужны "светлые головы" и профессионалы. Незачем вымаливать у государства то, что ему (и никому) не нужно".
Опять кто вам сказал что аудит ненужная сфера?
Если бы она была такая ненужная давно бы уже все разбежались и аудиторы и клиенты их. Вопрос то ведь, по большому счету, в другом. Пришел в Минфин маленький человечек из большой аудиторской компании и начал проводить реформы. Как проводятся реформы в России, объяснять не надо. Можно только подредактировать крылатую фразу Черномырдина: Пообещали как лучше, получилось как всегда…
Незачем изводить бумагу на "заключения", которые в лучшем случае положат в стол. А в худшем - вам будет стыдно за не модифицированное заключение, которое из вас "выдавил" ваш директор, потому что клиент "нужный".
Всякие ситуации бывают. Если вы живете и трудитесь в Москве и если у вас все отлично, то это не значит, что вся остальная Россия цветет и радуется жизни, так же как и вы.
У нас недавно клиент, услышав фразу о том, что с их текущими убытками они могут получить отрицательное заключение по итогам года, даже обрадовался. Логика простая – оказывается может тогда собственник обратит внимание на ряд своих решений навязанных предприятию.
Вывод.
Аудиторам хочется "правильный и нужный аудит". Но в таком государстве, как наше, "правильный и нужный" - не нужен.
И уменьшение лимитов по выручке и стоимости основных средств, упрощение учебы и т.п. совершенно не поспособствует появлению потребности в таком аудите.
Печально, но факт.
Нужно, чтобы изменился подход к отчетности.
Все смешали в одну кучу и лимиты и выручку и учебу и сделали вывод о каком-то «правильном и нужном аудите».
А насчет подхода к отчетности, тут вообще вопрос интересный. У нас Минфин похоже хочет поголовно все предприятия перевести на МСФО, и тут же говорит что аудит невостребованная услуга. Для каких пользователей тогда этот МСФО вводится? Все крупные компании давно уже МСФО готовят. А для прочих организаций затраты по этому МСФО могут в такие суммы встать. И опять же кто проверять то будет правильность, если аудиторов разгонят?
"Начальник" видимо встречается только с аудиторами из Большой группы паразитов!
Но в таком государстве, как наше, "правильный и нужный" - не нужен.
И уменьшение лимитов по выручке и стоимости основных средств, упрощение учебы и т.п. совершенно не поспособствует появлению потребности в таком аудите.
Печально, но факт.
Нужно, чтобы изменился подход к отчетности
Спасибо, VIC 96, ВСЕ ПО ДЕЛУ!
"У нас Минфин похоже хочет поголовно все предприятия перевести на МСФО, и тут же говорит что аудит невостребованная услуга. Для каких пользователей тогда этот МСФО вводится? Все крупные компании давно уже МСФО готовят. А для прочих организаций затраты по этому МСФО могут в такие суммы встать. И опять же кто проверять то будет правильность, если аудиторов разгонят?"
Отчетность по РСБУ делать не умеют, а что уж говорить про МСФО!
Отчетность по РСБУ делать не умеют
Это же просто кошмар. " ...единый аттестат получили те аудиторы, которые планировали..." Интересно из каких нормативов это было установлено? Какими нормативами пользовались при расчете периода времени для сдачи упрощенного экзамена? А получили в итоге - работодатель "жаждет" видеть у себя только сотрудников с единым аттестатом. Просто беспредел. Не лучше ли было для всех, имеющих аттестат, продолжить возможность получения единого аттестата путем сдачи упрощенного экзамена. Это всего лишь возможность остаться в составе аудиторов. Знаний сдача экзамена все-равно не добавит. Это возможно только на практике, а из сложившейся ситуации на рынке труда следует, что практика возможно только с единым аттестатом.
Не стоит сильно огорчаться: сейчас всех оставшихся отправят сдавать экзамен по МСА.
Уважаемый VIC96, ваш последний пост неубедителен.
Спасибо, конечно, что высказали свое мнение. Но т.к.
Логики вашей опять не понял в данных предложениях, как и в целом в комментариях, так как одно предложение явно противоречит другому.
Позиция моя прежняя.
Спасибо, что стали писать с запятыми, читать намного приятнее.
Привет Сибири или ДВ!
Подсказка для VIC96. Убедительными были бы ссылки на мнение независимых лиц (не аудиторов, не СРО и не обучающих аудиторов центров) в поддержку сохранения отечественного аудита.
Безусловно, Анатолий, не стоит огорчаться. Жить прекрасно. Работать весело. Идея хорошая - сделать из аудиторов "универсальных солдатов". Только движение должно быть поступательным, а не хаотичным. Условности порождают условности.
Возможно компании, аудит которых требует наличия единого аттестата, и составляют 10%, но скорее всего по стоимости услуг, а не по количеству. И вот такая незадача - аудиторов с единым аттестатом на всех не хватает. Есть пределы человеческим возможностям. И подписывают "бедные" аудиторы с единым аттестатом и там, где участвуют в проверке, и там, где их не было, но аудит требует наличие единых аттестатов. А еще лучше - выходит группа с руководителем проверки - аудитором без единого аттестата, а в составе рабочей группы аудитор с единым аттестатом, который в аудите "без году неделя", который и руководит, и планирует, и формирует мнение, и подписывает заключение. Весело.
А далее приходят СРО, Росфиннадзор и контролируют качество, в том числе и вышеуказанные условности, выдают сертификаты качества, в том числе аудиторским компаниям, где до сих пор "серые" зарплаты. И что это дает? Качества и заинтересованности в аудиторских услугах от этого не прибавляется. Только аудиторов все больше "загоняют в угол".