Агентство по страхованию вкладов (АСВ) направило в Росфиннадзор список аудиторов, заверявших отчетность банков, которые впоследствии были признаны банкротами.

Этот список аудиторов (имеется в распоряжении "Известий") не первый — в него АСВ включает тех аудиторов, которые в течение двух лет до отзыва у банков-банкротов лицензии давали этим кредитным учреждениям свои положительные заключения. Правда решить проблему "комфортных" для банков аудиторов никак не удается — никаких неприятностей создать им АСВ пока не удается.

Например, в нынешний список впервые включена межрегиональная аудиторская фирма "Доверие", которая в 2010 году проводила проверку Гала-банка, у которого Центробанк отозвал лицензию год спустя, в октябре 2011-го. "Доверие" в своем заключении указала на то, что отчетность банка достоверно отражает его финансовое положение. Результаты же проверки, проведенной АСВ, показали, что капитал банка на самом деле был отрицательным в связи с наличием на его балансе так называемой технической задолженности в размере от 50 млн до 120 млн рублей.

На послужном списке "Доверия" участие в аудировании будущего банкрота никак не сказалось. Уже в прошлом году фирма успешно прошла предусмотренную федеральным законом "Об аудиторской деятельности" проверку контроля качества аудита, которая проведена органами Росфиннадзора.

Кстати, по данным самой компании, она уже свыше 10 лет в качестве внутреннего аудитора сотрудничает с дочерними предприятиями "Газпрома", в числе которых "Газпром трансгаз-Кубань", "Газпром добыча Краснодар".

Главный бухгалтер межрегиональной аудиторской фирмы "Доверие" Светлана Галкина сообщила "Известиям", что руководству компании еще предстоит проверить тот факт, как она попала в указанный список аудиторов. При этом Галкина не исключает, что при проверке Гала-банка могли быть допущены нарушения.

"Доверие" — не единственный новичок в списке. Еще три компании оказались в нем впервые и уличены в том, что делали вывод о достоверности отчетности проверяемых банков в то время, когда на их балансе уже была "техническая" ссудная задолженность.

Компания "Интерком-Аудит" дала положительное заключение по итогам проверки в 2010 году Нацпромбанка (лицензия отозвана в ноябре 2011 года). Проверка АСВ показала, что на балансе банка была техническая задолженность в размере 64 млн рублей. В настоящее время "Интерком-Аудит", по данным аудитора, является действительным членом и официальным консультантом российских банковских объединений — Ассоциации российских банков и ассоциации региональных банков "Россия".

Аудиторская фирма "Финансист" в своем заключении по итогам проверки в 2009 году банка "Империя" (лицензия отозвана в декабре 2010 года) не указала на наличие на его балансе технической задолженности в размере от 428 млн до 798 млн рублей.

Компания "Банкс-эксперт" проводила аудиторскую проверку СахаДаймондБанка (лицензия отозвана в сентябре 2010 года) два года подряд, в 2008-м и 2009-м. И каждый раз делала вывод о достоверности отчетности, тогда как на балансе банка выявлена техническая задолженность в размере от 20 млн до 51 млн рублей. В компаниях "Интерком-Аудит", "Финансист" и "Банкс-эксперт" комментарий получить не удалось.

Согласно закону "Об аудиторской деятельности", признание судом аудиторского заключения заведомо ложным влечет исключение компании из реестра аудиторов саморегулируемой организации (СРО), членство в котором является обязательным для участников рынка. Также законом предусмотрены аннулирование квалификационного аттестата аудитора и запрет на допуск его к профессии в течение трех лет.

Но участники рынка сообщили "Известиям", что не помнят случаев исключения аудиторских компаний за нарушение стандартов аудита из реестра СРО. В 2011 году подобная попытка была предпринята АСВ в отношении компании "Атон", ставшей первым банковским аудитором, чье заключение было признано заведомо ложным. Данный факт был подтвержден судами трех инстанций. Однако обращение АСВ в СРО "Аудиторская палата России" с требованием исключить из реестра компанию "Атон" не было исполнено. В результате АСВ пришлось дублировать свое обращение, но вскоре аудитор сам подал заявление о добровольном выходе из СРО.

Полномочия об исключении аудиторов из реестра и лишении их аттестата возложены на СРО с 2008 года, до этого регулятором рынка выступал Минфин.

Надежды на то, что СРО будут активно использовать имеющийся инструментарий санкций, не вполне оправдались, подтверждает замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Марина Мусиец.

— Видимо, СРО боятся "распугать" своих членов жесткими действиями по исключению, — предполагает она.

Причин подобной ситуации может быть множество, добавляет эксперт. И вина аудитора, по ее словам, есть не всегда.

— Банк может потерять кредитоспособность уже после завершения аудиторской проверки. На основе публичной информации оценить репутацию многих аудиторов довольно проблематично — очень часто мы не видим на официальных сайтах перечня аудируемых банков, а то и вовсе сайт отсутствует, — говорит Мусиец.

Тем не менее выявление аудиторов, дававших положительные заключения обанкротившимся банкам, скажется на их работе. Еще в 2011 году замдиректора департамента банковского надзора Центробанка Михаил Ковригин указал, что регулятор будет пристально следить за банками, отчетность которых проверяли такие аудиторские компании.