Ситуация. Ревизорам и консультантам не удалось пережить кризис без потерь: расценки падают, число клиентов сокращается. Тем не менее крупнейшие АКГ рассчитывают сохранить рублевую выручку на уровне 2008 года.

До лета 2008 года взаимоотношения аудиторов и консультантов с клиентами во многом строились на доверии. Некоторое время и после начала острой фазы кризиса работы оплачивались по факту с авансом не более 30%. Но отсутствие денег быстро низринуло рынок аудита и консалтинга к «первобытным» временам 90-х годов. 100-процентная предоплата, несмотря на наметившийся рост, снова воспринимается всеми участниками рынка как нечто естественное и не подлежащее сомнению. «В 2008 году мы, как правило, шли на уступки при описании условий оплаты наших услуг. Допускался расчет по факту, – говорит президент аудиторско-консалтинговой группы (АКГ) «Созидание и развитие» Василий Кошелев. – Теперь мы перешли на частичную либо полную предоплату». Генеральный директор аудиторской компании МКПЦН Дмитрий Винокуров осторожно оговаривается, что «с учетом реалий были заново расставлены акценты по взаимодействию с нашими клиентами». Платежная дисциплина клиента является основополагающим фактором для принятия решения о заключении договора. «В связи с кризисом и падением платежеспособности организаций мы усилили контроль за своевременным документооборотом и оплатой счетов клиентами», – отмечает Василий Кошелев.

Внимание к клиентам. Еще год назад наиболее престижными и выгодными считались контракты с государственными заказчиками или лидерами отечественного бизнеса. Но при этом аудиторы и консалтеры не боялись работать с малым и средним бизнесом. Теперь ситуация изменилась. К примеру, крупные клиенты составляют примерно 80% клиентской базы «НЭО Центра».

Из-за дефицита платежеспособного спроса конкурентами стали компании, работающие в различных ценовых диапазонах. «Фирмы, прежде не конкурирующие друг с другом в силу разной стоимости услуг, бьются за одних и тех же клиентов, – говорит управляющий партнер компании «Грант Торнтон» Сергей Аслибекян. – Причем это не только российская, но международная тенденция».

Многие АКГ по-прежнему не чураются СМБ. «Ядро нашей клиентской базы – это компании среднего бизнеса. В ближайшей перспективе нет ни предпосылок, ни смысла менять политику компании по этому вопросу», – рассказывает Дмитрий Винокуров. Участники рынка даже говорят о всплеске интереса СМБ к отдельным видам услуг. Василий Кошелев отмечает появление спроса на услуги в области стратегического управления со стороны среднего бизнеса. «Мы фиксируем рост доли этих услуг в общей выручке нашей компании», – подчеркивает он.
Еще одно изменение – контракты с госзаказчиками часто выполнялись «ради престижа», порой в убыток. Теперь такой подход невозможен. «Бывают рентабельные проекты стоимостью 20 тыс. рублей, бывают убыточные стоимостью 10 млн рублей, – поясняет принципы отбора клиентуры директор компании «Институт проблем предпринимательства» Владимир Романовский. – Убыточные мы не берем».

В конце 2008 года на фоне неопределенности с финансовым положением аудиторы делали ставку на обязательный аудит, который будет проводиться в любом случае. Действительно, все участники опроса отметили: несмотря на сокращение выручки от инициативного аудита, доход от обязательного не уменьшился. Однако делать выдох преждевременно. Многие компании, подпадающие под критерии для проведения обязательного аудита, передвинули даты тендеров по выбору аудиторов отчетности за 2009 год непосредственно на начало года. Однако их финансовое положение не улучшилось. Мало того, что многие из-за снижения оборотов перешли «грань», так еще и оставшиеся не часто могут похвастаться платежеспособностью. Поэтому все же стоит с осторожностью относиться к оценкам участников рынка аудита его объема в 2009 году, несмотря на общий прогноз несущественного падения.

Достоверность под угрозой. Трудности привлечения заемного и стратегического финансирования, отказ от IPO негативно повлияли на спрос в сфере МСФО. Доля от этих услуг в общем объеме выручки группы «Финансы» в 2008 году снизилась в два раза. «Многие наши клиенты говорят, что не намерены в 2009 году переходить на МСФО», – отмечает президент группы «Финансы» Андрей Звездин.

Зато появился спекулятивный спрос на аудит отчетности по МСФО. На безрыбье любому клиенту уделяется пристальное внимание и заказчики пытаются купить аудиторское заключение за суммы, в разы меньшие по сравнению с докризисным уровнем. «Мы отказываемся от заключения договоров с компаниями, которые хотят получить простейшую быструю проверку, но результаты оформить по международным стандартам», – подтверждает факт подобных предложений президент группы «Финансы» Андрей Звездин. Подобные случаи, и в сфере МСФО, реже, в сфере РСБУ, не были редкостью и до кризиса. Но в тяжелые времена, при высокой конкуренции и низких доходах аудиторы буквально балансируют на грани существования. Поэтому такие предложения не могли не стать сильнейшим искушением. Это касается не только российского рынка аудита, но и цивилизованных рынков США и стран ЕС.

Кризис стал проверкой на прочность не только для реального сектора экономики. По итогам деятельности публичных компаний в 2010–2011 годах можно будет судить о компетентности аудиторов, выдавших заключения о состоянии бизнеса по отчетности за 2008 и 2009 годы. Возможно, саморегулируемые организации (СРО), которые объединят всех аудиторов в 2009 году, в качестве точки контроля качества работы своих членов (а они обязаны это делать) выберут, помимо прочего, оценку соответствия аудиторского отчета текущему финансовому положению бизнеса. Следствием такого подхода может стать смещение с 2010 года внимания аудиторов от правильного отражения финансовых показателей в сторону оценки потенциальных рисков компаний. Для российского рынка это означает сближение отечественных стандартов аудита с международными, которые последние 3–4 года совершенствовались именно с целью предотвращения мошенничества и повышения достоверности оценки финансового состояния клиентского бизнеса.

Ближе к себестоимости. Цены на аудит и консалтинг снизились, отмечают все участники опроса. Финансовый директор компании «Синтерра» Николай Жмуренко оптимизировал подход к аудиту в 2009 году. До кризиса компания проводила отдельные конкурсы по выбору аудитора отчетности по РСБУ и по МСФО. В конце 2009 года аудитом и той и другой отчетности займется одна компания. Мало того, аудит охватит отчетность за промежуточные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев). В результате затраты «Синтерры» на аудит в 2009 году не превысят расходы 2008 года, но компания вдобавок к годовым заключениям получит промежуточные. «Клиенты иногда экономят на объеме оказываемых услуг, убирая необязательные, по их мнению, пункты заданий. Но, как правило, это факультативные опции, которые не носят принципиального характера», – рассказывает вице-президент компании ФБК по экономике и финансам Сергей Ломизе.

Около 80% расходов аудиторско-консалтинговых компаний приходится на оплату труда персонала. Поэтому снижение цен на услуги зачастую означает потерю квалифицированных кадров. Оставшиеся 20% – предмет для сокращения себестоимости работ. Например, в ФБК перешли на автоматизированную систему документирования аудита, и трудозатраты сотрудников сократились. Кто-то пытается компенсировать падение выручки за счет новых сервисов. Руководство группы «Финансы» начало развивать аутсорсинговое направление в расчете на интерес клиентов, которые смогут сэкономить на персонале.

Перехватчики. Главное зло не в падении цен. Кризис внес свои коррективы: появился новый вид заработка за счет демпинговых, но заранее невыполнимых предложений. До августа 2008 года «перехватчиками» в основном были «карманные» компании клиента, а клиентом-«изменником» в основном становился госзаказчик. Теперь иная ситуация. «Изменником» становится не просто госзаказчик, а структура, которая может себе позволить вынести в конкурсные условия исключительно финансовые показатели, а производственные считать вторичными.

Исполнителем может быть кто угодно, вовсе не известный рынку, но формально подходящий под условия конкурса. «Сегодня консультантом и разработчиком может назвать себя кто угодно, хоть маляр, и предложить выполнить работы за 3 рубля. До кризиса ни один такой консультант не появлялся на тендерах. В 2009 году нам пришлось три раза с ними серьезно бороться, и один контракт мы проиграли, – сетует президент компании «Форс – Центр разработки» Алексей Голосов. – Думаю, итоги 2009 года и контракты на 2010 год обернутся серьезной головной болью и для заказчиков, и для подрядчиков, которым придется реанимировать собственные разработки, побывавшие в чужих руках».

За первое полугодие выкристаллизовалась новая прослойка компаний, чьи сотрудники не обладают реальной компетенцией, но готовы имитировать работу по демпинговым ценам. «Эти консультанты отслеживают все контракты, ориентированные исключительно на цену. Многие компании пользуются специальными системами поиска, чтобы отслеживать ошибки в условиях объявленных тендеров, – говорит руководитель крупной консалтинговой компании, пожелавший остаться неизвестным. – Под угрозой официальных претензий они вынуждают комиссии заключить с ними какой-либо контракт. «Пришельцам» ушел не один миллион рублей».
В соответствии с законом 94-ФЗ от участника конкурса требуется только один экземпляр документации. Но заказчик часто просит предоставить несколько комплектов. Вот и появляется повод для жалобы, пересмотра результатов конкурса. «Не могу понять, чем руководствуются некоторые компании, снижающие цены более чем на 20%, – вопрошает генеральный директор АКГ «Российские бизнес-системы» Игорь Пикан. – Ведь в основу ценообразования услуг положена трудоемкость. По моей информации, высококвалифицированным сотрудникам никто заработную плату не снижает. Очевидно, что при резком снижении цен качественных услуг оказать невозможно». «Зачастую наблюдался беспрецедентный демпинг, необъяснимый ни с точки зрения здравого смысла, ни со стороны наличия возможности качественно выполнить работу за итоговую – выигрышную цену», – согласен Дмитрий Винокуров.

Демпинг в основном сказался на консалтинговом рынке, но и аудиторскому тоже досталось. Хотя искушенные заказчики вряд ли побегут к неизвестному аудитору: введение СРО означает конец существования для недобросовестного аудитора. А кому нужно заключение от несуществующей компании? Каждый последующий аудит опирается на предыдущий. Скупой заплатит дважды, если ранее оформленное заключение будет признано недействительным.