Вкомпании «ФИН-АУДИТ», рассуждая о том, как изменился рынок аудиторских услуг, вспоминают 90-е гг. – тогда число аудиторских фирм в Челябинске можно было пересчитать по пальцам, и на предприятиях проверяющих встречали с распростертыми объятиями. За десятилетие ситуация изменилась, число подобных компаний увеличилось в десятки раз. «Теперь уже не клиенты нас, а мы готовы носить их на руках. Конкуренция стала намного жестче. Заказчика интересует не только цена, но и качество проверки. В случае непрофессионального подхода клиент просто меняет проверяющую фирму», – описывает ситуацию АЛЕКСАНДР БЕРЛЕТОВ, руководитель отдела развития ЗАО «ФИН-АУДИТ».
 

Крупные клиенты достаются федералам

По оценкам группы «Авуар», в Челябинской области лицензией на аудиторскую деятельность владеют порядка 160-180 юридических лиц, но полноценно из них работает лишь пятая часть. Остальные же – это, во-первых, компании, которые когда-то получили профильную лицензию, но де-факто аудиторские услуги не оказывают, во-вторых, «карманные» фирмы, созданные для проверки собственной группы предприятий (таких примерно с десяток), и, наконец, те, кто занимается аудитом от случая к случаю.

По оценкам компании «Листик и парт­неры», региональные аудиторские фирмы делят между собой 20-30% рынка, в то время как наиболее высокооплачиваемые проекты: аудит компаний уровня ММК, ЮУЖД, ТГК-10, «Уралсвязьинформ» – выполняют федеральные аудиторы и российские представительства «большой четверки» (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers). «Цена, которую крупнейшие предприятия региона платят за аудит, сопоставима с годовым оборотом средней локальной компании», – сравнивает ЮРИЙ СИМАНКОВ, партнер компании «Листик и партнеры». «Крупные клиенты приглашают аудиторов с именем, которые соответ­ствуют их статусу. Заказчики региональных игроков – компании, которые заинтересованы не в признании бренда, а в более приемлемом соотношении «цена-качест­во-престиж», – поясняет КОН­СТАНТИН ИГОНИН, управляющий парт­нер компании «Листик и партнеры». Далеко не все местные фирмы могут «потянуть» цены федеральных операторов, и тем более «большой четверки». Г-н Симанков приводит в пример такой случай из практики: «Мы проводим аудиторскую проверку по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ) одного из крупных челябинских предприятий, и наш гонорар за услуги составляет 420 тыс. руб. (что по региональным меркам достаточно дорого). Это же предприятие заказывает аудит по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) у одной из компаний «большой четверки». Сумма контракта с западным партнером в четыре раза больше».

По оценкам АЛЕКСЕЯ ОВАКИМЯНА, старшего партнера аудиторско-консалтинговой группы «Авуар», оборот рынка аудиторских услуг Челябинской области в 2007 г. составил порядка 250 млн руб. (без учета московских и международных компаний). Выручка могла бы быть намного больше – беда в том, что потенциальные заказчики недооценивают аудиторские услуги. Многие предприятия, даже попадающие под обязательный аудит1, не видят в нем пользы. Кто-то путает аудиторскую проверку с налоговой и пытается всеми правдами и неправдами ее избежать, а кто-то воспринимает аудиторское заключение как бумажку, без которой «могут не принять баланс». Для таких заказчиков сложился отдельный сегмент «серых» аудиторских фирм, продающих формальные заключения по бросовой цене. На рынке процветает демпинг: многие средние компании без репутации предлагают цены на 50-60% ниже рыночных.

Перспективу развития рынка эксперты связывают с изменением отношения к аудиту директоров и собственников бизнеса. «Региональные предприятия выходят на открытые рынки, привлекают инвестиции – они нуждаются в полном квалифицированном аудиторском заключении», – делится наблюдениями АЛЕВТИНА БЕЛЕШОВА, управляющий парт­нер «Консалтинговой группы «Партнер» (включает ООО «ЭнергоПром-Аудит»). Стимулирует спрос на аудиторские услуги и изменчивое российское налоговое законодательство: бухгалтерам и финансистам бывает непросто спрог­нозировать, как фискальные органы будут трактовать ту или иную норму Налогового кодекса. «Есть очень интересная тенденция: как только у предприятия проводится крупная налоговая проверка, сопровождающаяся серьезными санкциями, оно тут же обращается к аудиторам за помощью», – подмечает г-жа Белешова.

Спрос на услуги местных аудиторов будет расти

Один из козырей региональных аудиторов – знание ими местной бизнес-среды, что позволяет достичь максимальной полезности проведенного аудита. «На некоторые предприятия мы заходили после москвичей и оказывались в выигрышном положении. Федеральные и международные аудиторы с большим объемом заказов ограничиваются лишь фиксацией данных, подтверждают или не подтверждают отчетность, в лучшем случае говорят, что есть определенные недостатки. Мы же в интересах клиента изворачиваемся, как можем, вникаем в его проблемы, помогаем устранять ошибки», – рассказывает Алексей Овакимян.

ЛЮБОВЬ ХУДЯКОВА, директор ООО «ЭнергоПром-Аудит», склонна рассматривать взаимоотношения с федеральными операторами не как противостояние, а как взаимовыгодное партнерство. Компания второй год работает с московскими аудиторскими фирмами по договорам субподряда. «Сотрудничество не только приносит нам дополнительный источник дохода, но и позволяет обмениваться опытом с московскими специалистами», – подчеркивает г-жа Худякова.

Основные клиенты локальных аудиторских компаний – предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ). Спрос на аудит в сегменте СМБ растет, причем как со стороны топ-менеджеров, так и со стороны собственников предприятий. Показательно, что увеличивается интерес заказчиков к инициативному аудиту . Одна из причин в том, что растет уровень корпоративного управления и акционеры хотят независимой проверки финансовой отчетности. «Все больше руководителей предприятий сами становятся собственниками. Естественно, периодически они хотят знать, как работает их детище, какова его инвестиционная привлекательность, как обстоит дело с управленческим учетом, налоговыми рисками», – поясняет Алексей Овакимян. Есть и такие клиенты, которые хотят с помощью анализа хозяйственной деятельности выявить возможные финансовые махинации. ЛИДИЯ ГРИШИНА, директор ООО «Партнер-Аудит», среди заказчиков инициативного аудита в первую очередь отмечает строительные и производственные компании, предприятия торговли и общественного питания. В основном это средний бизнес, но в по­следнее время наблюдается рост запросов на аудит со стороны малых предприятий. По мнению ТАТЬЯНЫ ГРЕБНЕВОЙ, генерального директора аудиторской фирмы ООО «Консультант-эксперт», как правило, это те компании, чьи руководители достаточно амбициозны и планируют расширение бизнеса.

Региональные компании выражают готовность к освоению сегмента МСФО. Например, в фирме «Партнер-Аудит» в 2007 г. подготовили специалистов для трансформации бухгалтерской отчетности на МСФО. Однако пока такие услуги челябинских аудиторов почти не востребованы на рынке. Компаний средней руки, намеревающихся строить национальные сети, получать кредиты в западных банках, проводить IPO, в Челябинске единицы. Оптимистичные ожидания аудиторов связаны с тем, что у среднего и малого бизнеса возрастают потребности в инвестициях, у многих предприятий зарубежные учредители или поставщики за границей. Лидия Гришина связывает судьбу сегмента МСФО с ожидаемым переходом российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности2. «Система российского бухгалтерского учета трансформируется, и многие положения, появившиеся в последние 2-3 года, уже идентичны международным стандартам. Мы должны готовить кадры уже сейчас, чтобы потом не оказаться невостребованными», – уверена г-жа Гришина.

Аудиторские компании зарабатывают на дополнительных услугах

Потребности клиентов возрастают, и игроки стараются им соответствовать. Когда четыре года назад Татьяна Гребнева открывала в своей компании направление бухгалтерского аутсорсинга, знакомые удивлялись и спрашивали, зачем ей это нужно: «Заработка никакого, головной боли – море». Г-жа Гребнева поясняет, что уже тогда поняла необходимость развития комплекса услуг: «Очень многие клиенты впоследствии вернулись ко мне именно за бухгалтерским аутсорсингом».

О диверсификации бизнеса отдель­ные аудиторские фирмы начали задумываться еще лет семь назад, теперь же она стала общей тенденцией рынка. Сегодня практически все фирмы первой «двадцатки» в Челябинске предлагают какие-либо сопутствующие услуги: консалтинговые, юридические, образовательные. Любовь Худякова уверена, что компания, которая сможет предложить больший спектр качественных услуг, будет наиболее востребована. Она сравнивает такую аудиторскую компанию с супермаркетом: человек зашел в один магазин и купил все, что нужно, от майонеза до телефонной карты. «Важен вопрос доверия и конфиденциальности. Если у собственника возникнут, к примеру, юридические вопросы, ему будет намного приятнее впустить юриста той же компании, что работала с ним по аудиту, нежели приглашать незнакомую фирму», – добавляет Алевтина Белешова.

Клиентоориентированность не един­ственный мотив для диверсификации. Сопутствующие услуги приносят аудиторам неплохой дополнительный доход. Их доля в выручке компаний доходит до 20-50%. Константин Игонин отмечает увеличение спроса на финансовый и юридический консалтинг, объем выручки от этих услуг в компании «Листик и партнеры» за прошлый год увеличился вдвое. Важной составляющей аудиторского бизнеса становится оценочная дея­тельность, которая в портфеле доходов челябинских аудиторских фирм достигает 10-15%. Раньше это была, как правило, имущественная оценка, сейчас все чаще заказывают оценку бизнеса. По подсчетам Константина Игонина, аудиторы занимают почти треть рынка оценки. По наблюдениям группы «Авуар», основные заказчики таких услуг – промышленные и энергетические компании, предприятия металлопереработки, которые находятся в стадии реорганизации и продают непрофильные активы. «Оценочный бизнес приносит денег не меньше, чем аудиторская деятельность», – отмечает Алексей Овакимян.

Помимо прямой выгоды в виде увеличения прибыли, дополнительные услуги обеспечивают сохранение длительных отношений с клиентом. «Часто бывает, что клиент приходит за аудитом, а потом выясняется, что ему нужен финансовый консалтинг или юридическое сопровождение сделки. Если компания не оказывает этих услуг, ему приходится бежать в другую фирму и рассказывать, что было «в предыдущей серии». Это неудобно, отсутствие различных направлений отпугивает клиента», – рассуждает Татьяна Гребнева. В компании «ФИН-АУДИТ» всех клиентов по аудиторским услугам стараются подключать на консультационное обслуживание. Александр Берлетов уверен: если бы не консалтинг, фирма потеряла бы половину клиентов в области аудита. «Аудиторские проверки не предполагают по­стоянных встреч. В области консалтинга же возникает очень много вопросов в связи с постоянным изменением законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета. Возникает связь с клиентами на протяжении длительного времени», – поясняет г-н Берлетов.

Участники рынка готовят специалистов самостоятельно

Дефицит кадров – проблема, которая оказывает существенное влияние на развитие аудиторского рынка. Дисбаланс между предложением и спросом на профессиональных специалистов огромен. Эксперты уверены: далеко не у всех мест­ных профильных компаний есть в штате необходимый по закону минимум – пять аудиторов. «Только на зарплату и аренду «правильной» компании нужно минимум 2 млн руб. в год. Многие ли аудиторские фирмы показывают оборот, превышающий эту сумму?» – возмущается Алексей Овакимян. Обычной практикой на рынке стали «мертвые души». «Не секрет, что один и тот же аудиторский аттестат может гулять одновременно в 2-3 компаниях», – замечает Татьяна Гребнева.

По мнению Алевтины Белешовой, практически все аудиторские компании сегодня готовы принять на работу хороших, знающих аудиторов: «На самом деле пять аудиторов в штате – это мало, они могут закрыть лишь небольшой объем. Компании, которая крепко стоит на ногах, нужно не меньше 10-15 специалистов». При этом привлекать совместителей участники рынка считают делом неблагодарным. «Специалисты должны быть в штате, иначе хромает качество», – уверена Лидия Гришина.

Трудность в том, что на свободном рынке нужных специалистов нет. Выпускники юридических и экономиче­ских вузов не готовы к полноценной работе. К тому же в последние два года сдать экзамен на аудитора стало намного сложнее, чем раньше, – проходят это испытание только 25-30% желающих. Алевтина Белешова отмечает: кадровая проблема в аудиторском бизнесе – проблема мирового масштаба: «Осенью я ездила в США, была в региональной аудиторской компании, в штате которой 300 человек. Эта фирма очень активно работает на рынке. Руководители показали нам рекламный ролик. Я спросила: «Простите, мне показалось, что это реклама для привлечения работников». Мне ответили: «Да-да, у нас нет проблем с заказами, нам нужны хорошие специалисты».

Игрокам ничего не остается, как самим вкладывать деньги в подготовку сотрудников. Суммы при этом тратятся немаленькие. По оценкам «Консалтинговой группы «Партнер», воспитание ведущего специалиста региональной компании обходится в $3 тыс. Кроме того, аудиторам приходится увеличивать затраты на удержание имеющихся сотрудников. «Мы учим тех, кто у нас работает, – сейчас это единственная возможность восполнить недостающие кадры», – признается Алексей Овакимян.
 

Аудиторский рынок консолидируется

Челябинский рынок в 2007 г. был более стабильным, чем рынки некоторых других регионов, отмечают в компании «Листик и партнеры». «Соседние регионы, и особенно Самара, Пермь, Екатеринбург и Уфа, были более подвержены тенденции ухода с рынка мелких и средних аудиторских фирм», – говорит Юрий Симанков. Однако изменения не за горами. В частности, с 1 июля 2008 г. вступают в силу новые поправки к ФЗ «Об аудиторской деятельности». Предполагается, что лицензирование аудиторской деятельности будет отменено, а контрольную функцию передадут саморегулируемым организациям (СРО), членство в которых станет обязательным для всех аудиторских фирм. На СРО будут возложены обязанности по подготовке аудиторов, повышению уровня профессиональных знаний, разработке стандартов аудиторской проверки и контролю ее качества. «По сути, требования к аудиторским компаниям ужесточатся, и, думаю, качество услуг повысится. СРО будут отсеивать тех, чье качество работы не соответствует стандартам», – рассуждает Лидия Гришина.

Новая редакция закона также преду­сматривает формирование компенсационного фонда, в который аудиторская фирма должна будет заплатить до 50 тыс. руб. за каждого штатного аудитора. «Платить за «мертвые души» будет просто невыгодно, и многие псевдо­аудиторы уйдут с рынка», – предполагает Тать­яна Гребнева.

По мнению экспертов, в ближайшие 2-3 года лидеры рынка будут все активнее бороться за клиентов. «Маленьким аудиторским компаниям (а таких в Челябинске 50-70%) трудно выжить на рынке. Чтобы развивать комплекс услуг, нужна техническая база, специалисты-профессионалы, регулярное обучение сотрудников. Все это могут себе позволить только достаточно крупные фирмы», – считает Лидия Гришина.

Мелкие аудиторские фирмы со штатом до пяти человек вынуждены будут просто уйти с рынка, считает Алексей Овакимян: «Часть из них найдет себя в нише бухгалтерского аутсорсинга, консалтинга или юридических услуг». Татьяна Гребнева считает, что к 2010 г. с рынка уйдет около 30% компаний. Алексей Овакимян полагает, что останется 10-20 крупных региональных компаний, в том числе перешедших под федеральные бренды. Региональные аудиторские фирмы закроют нишу проверок предприятий с годовым оборотом от 100 млн до 10 млрд руб., а федералы и «большая четверка» будут обслуживать гигантов индустрии.

Многие игроки неофициально готовы признать, что им уже поступали предложения о поглощении со стороны федеральных игроков, но пока челябинцы не спешат интегрироваться в сети национального масштаба. «Нам интересно самим закрепиться на этом рынке, у нас есть необходимые люд­ские и финансовые ресурсы. Слишком много сил и времени затрачено, чтобы просто так взять и уйти с рынка», – замечает Татьяна Гребнева.

В то же время некоторые крупные и средние региональные компании сами не против купить конкурента. Объединение было бы лучшим решением для региональных компаний, считает г-жа Гребнева: «Мы не против слияния с другим игроком. Мы делали предложения двум аудиторским фирмам в прошлом году, но дальше переговоров из-за их нерешительности дело не пошло. Но кадровых ресурсов не хватает, издержки увеличиваются. Поэтому в любом случае, когда количество заказов будет возрастать, вопрос слияния для многих компаний станет актуальным».