Оценка бизнеса – незаменимая процедура на рынке услуг по сопровождению сделок с капиталом. Что дает отчет об оценке? В каких случаях она необходима? На все вопросы корреспондента Город55 отвечает Олег Амелин, заместитель генерального директора по оценочной деятельности компании «ИнвестАудит».

- Чаще всего собственники оценивают бизнес для сделок купли-продажи. Это положение верно?
- Не совсем – под оценкой бизнеса понимается не просто оценка функционирующего предприятия, чаще это оценка пакета акций, которая требуется для проведения каких-либо сделок с акциями. В определенных случаях перед принятием решений акционерное общество должно предложить своим акционерам выкупить у него акции, и соответственно должно определить цену акции, для чего и требуется помощь оценщика. Но по большому счету оценка акций и есть оценка бизнеса. Сегодня акции большинства омских предприятий не котируются на открытом рынке как, например, акции РАО ЕЭС и Газпрома. Чтобы оценить некотируемые акции, надо определить стоимость всего бизнеса. Оценивают бизнес и при купле-продаже, что реже встречается.

Бизнес всегда оценивают, исходя из определенной цели – от нее и зависит оценка. Поясню: если цель – получение крупного кредита, расширение производства, составление бизнес-плана, оценка будет рассчитываться из тех инвестиций, которые планируется привлечь. Если предприятие оценивается для купли-продажи, то оценка будет учитывать состояние бизнеса на момент сделки (без инвестиций). Поэтому в зависимости от цели и назначения оценки стоимость бизнеса может отличаться.

- В вашей практике были случаи, когда покупатель бизнеса представлял свою оценку, продавец – свою?
- Не было. Но ситуация вполне возможна. Конечно, продавец лучше знает свое предприятие, он может преподнести более выгодные моменты. Оценщику покупателя сложней из-за недоступности ему какой-то информации.

- Как в таких случаях разрешается конфликт?
- Только переговорами. Оценка – это мнение оценщика о стоимости бизнеса, которое зависит от определенных условий.

- В какой степени влияет на оценку бизнеса его вид, размер?
- В большей степени влияет, конечно, размер. Чем крупнее предприятие, чем больше видов деятельности в бизнесе, тем больший объем работы придется выполнить оценщику. Вид тоже немаловажен. Есть отрасли, которые более широко известны на рынке, о которых доступно больше информации. К таким можно отнести нефтехимический, энергетический бизнес. Мелкие компании сложнее оценивать, так как открытой информации о них практически нет.

- От чего зависит стоимость процедуры оценки? Это какой-то процент от всей стоимости предприятия?
- Нет, оценка никак не может составлять процент от стоимости бизнеса, иначе это будет противоречить закону об оценочной деятельности (потому что в таком случае нарушается независимость оценки). Цена нашей работы фиксирована и не связана со стоимостью предприятия, а зависит только от необходимых трудозатрат.

- Иногда в прессе читаешь публикации о стоимости, к примеру, фирмы без недвижимости, без кредитов. Как Вы можете это прокомментировать?
- В таких случаях это оценка только самой торговой сети, стоимость бренда, «раскрученность» марки. Такие составляющие вычитают, потому что продают именно бренд. Недвижимость, например, может быть не оформлена на фирму, которой принадлежит этот бренд, а кредиты могут быть погашены за счет средств от продажи.

Вообще бизнес, по одному из подходов, оценивается как совокупность активов компании по их рыночной стоимости за вычетом обязательств. Получается рыночная стоимость собственного капитала – показателя, который отражает стоимость бизнеса.

- Какие компании чаще всего обращаются к оценщику?
- Почти 90% - очень крупные компании: строительные, производственные компании, организации нефтехимической и шинной промышленности, других отраслей. Часто обращаются ОАО созданные с участием государства, субъектов федерации или муниципалитета.

- И все оценивают стоимость акций?
- Можно сказать да. Акции оценивают для принятия каких-то управленческих решений, выработки стратегии. Сегодня меняется стратегия развития компаний. Если раньше считалось, что главная цель предприятия – увеличение прибыли, то сегодня стратегической целью предприятия стало увеличение стоимости (капитализация) самого бизнеса. Которая, тем не менее, напрямую связана с доходом. Для подобного анализа роста стоимости бизнеса в динамике и требуется его оценка.