Налогоплательщик предлагал налоговой арестовать товар – значит, не имел намерений скрывать имущество от мытарей.

При выездной проверке налоговая нашла у фирмы проблемку с НДС – общая сумма доначисления, пени и штрафа превысила 4 миллиона. Чтобы не проморгать эти деньги, налоговики изучили баланс фирмы на 31 декабря 2016 и 2015 годов, что "весьма показательно" для марта 2018-го – именно тогда и вынесено решение об обеспечительных мерах в виде блокировки счета. В обоих балансах денег значилось немногим более 2 млн, кредиторка в разы превышала дебиторку, а недвижимости и транспорта не было.

Суды не одобрили блокировку счета, обоснованную данными из этих балансов и выводом из них же о возможности сокрытия имущества для избежания уплаты недоимки (дело № А12-17616/2018). Выяснилось, что товарные запасы истца на конец 2017 года составляли 15 млн, что с лихвой покрывало сумму задолженности. К тому же, фирма заявляла в ИФНС ходатайство – мол, лучше арестуйте запасы, чем блокировать счет.

Из этого суды сделали вывод, что намерений скрыть активы ради неуплаты налога фирма не имела. Налоговики не предприняли мер для оценки реального состояния фирмы с учетом запасов, в том числе, не потрудились съездить на склад и удостовериться в наличии товара. Так что решение об обеспечительных мерах признано незаконным (кассация Ф06-42891/2019).