Забрав часть бумаг, налоговая где-то их "замылила", несмотря на отписку об их возврате перед приостановлением проверки. Ее возобновление "порадовало" налогоплательщика немаленьким штрафом.

В ходе выездной проверки налоговая истребовала у ООО оригиналы документов. Вскоре было вынесено решение о приостановлении проверки — направив его налогоплательщику по электронной почте, налоговая приложила сопроводительное письмо, где указала, что возвращает подлинники документов; к письму были приложены копии описей, составленные фирмой при передаче документации, без отметок об их возврате.

Затем инспекция возобновила проверку и вновь направила фирме требование о представлении документов — в том числе тех, которые не вернула. ООО, естественно, выдать такие бумаги не смогло. И "попало" на штраф: по пункту 1 статьи 126 НК наказание составило 326 800 рублей — по 200 за штуку. Еще один интересный нюанс – штраф был выписан исходя не из количества непредставленных документов, а за весь список, фигурировавший в требовании, хотя примерно на 2/3 фирма его выполнила. Налогоплательщик с таким поворотом не согласился и оспорил его в суде. 

Суд первой инстанции (дело № А42-3000/2018) истцу отказал. Направленное по электронке требование налогоплательщик получил (это подтверждено электронным же путём), однако не исполнил вовремя и в полном объёме — следовательно, решение ИФНС законно. Суд припомнил гендиректору фирмы его привлечение к административной ответственности за несообщение налоговому органу сведений (часть 1 статьи 15.6 КоАП), которое тот безуспешно оспаривал в райсуде.

Апелляция и кассация (решение № Ф07-15324/2018) встали на сторону налогоплательщика. В письме о приостановлении проверки суды усмотрели лишь уведомление о том, что подлинники бумаг возвращаются, а доказательств того, что инспекция фактически передала фирме документы, представлено не было. Хоть законодательством и не установлен порядок возврата документов, суды указали, что налоговая не вправе требовать от налогоплательщика копии бумаг, оригиналы которых она ему не вернула.

По итогам судебных разбирательств в силе остался штраф только за 76 договоров, в утрате которых своими силами налогоплательщик честно признался.

Суды не впервые ставят на место налоговую, истребующую документы "вслепую" — не убедившись, что они имеются у налогоплательщика. Иногда инспекции удаётся доказать, что их "не может не быть".