Работнику компании К. – отцу ребенка – был предоставлен отпуск по уходу за ним до полутора лет с 31 октября 2016 года по 10 сентября 2017 года. При этом установлен неполный рабочий день с 9 до 17 часов с понедельника по четверг и с 9 до 16 в пятницу с перерывом на обед и оплатой труда пропорционально отработанному времени. 

12 ноября 2016 года К. был направлен в командировку в другой город сроком на пять календарных дней для проведения аварийно-восстановительных работ. В период нахождения в командировке К. продолжал работать в режиме неполного рабочего дня и получил пособие по уходу за ребенком.

По результатам выездной проверки ФСС отказал в зачете пособия за время командировки, полагая, что одним из обязательных условий выплаты пособия по уходу за ребенком является возможность ухода за ним. Однако в период нахождения работника в другом населенном пункте он такой возможности не имеет, поэтому пособие за период командировки получать не вправе.

Суды трех инстанций (дело № А28-11443/2017) отменили решение фонда, разъяснив, что пункт 2 статьи 11.1 закона № 255-ФЗ предусматривает возможность получения пособия при работе неполный рабочий день и уходе за ребенком. Поездка в командировку является одной из обязанностей работника. Запрет на направление в командировку работника, которому установлен режим неполного рабочего времени, ТК не предусмотрен. 

Кассация (Ф01-4416/2018 от 05.10.2018) отметила: «краткосрочная служебная командировка …, продолжительность которой составила пять календарных дней, не может быть отнесена к случаям отсутствия родительского ухода, а сам К... не может признаваться лицом, прекратившим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет и утратившим право на данное пособие в период указанной командировки».