В 2012 году ООО «К» (покупатель) заключило с ООО «Э» (поставщик) договоры поставки товара на условиях самовывоза. В подтверждение сделок представлены договоры, товарные накладные, платежные поручения, счета-фактуры.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф, установив, что 82% средств поступало контрагенту от налогоплательщика. Обязательства погашены взаимозачетами, в том числе, в счет выданных авансов, полученных займов и по иным договорам. Движение денежных средств между компаниями было направлено на увеличение оборотов, что подтверждается отсутствием поставки по ряду договоров, невозвратом денег, взаимозачетами.

Суды трех инстанций (дело № А32-22563/2017) признали законным решение инспекции, установив также, что налогоплательщик по доверенности безвозмездно сдавал за контрагента отчетность. Директор истца пояснил, что компания приобрела программу по сдаче отчетности за несколько фирм, воспользовалась данной возможностью и сдавала по доверенности отчетность по ТКС за ООО «Э», которое располагалось в соседнем офисе. При этом контрагент самостоятельно вел учет и формировал первичные учетные документы.

Суды (постановление кассации Ф08-1076/2018 от 12.03.2018) учли представление контрагентом деклараций с минимальными суммами налогов к уплате – доля вычетов НДС и доля расходов за 2012 год составила 99% оборота. Численность у контрагента отсутствовала, а юридический адрес являлся адресом массовой регистрации. К тому же, согласно представленным документам товар перевозился на транспортном средстве, принадлежащем ИП, в качестве которого зарегистрирован гендиректор налогоплательщика. Вместе с тем, договоры на доставку между ООО «Э» и ИП не представлены. Дать пояснения относительно перевозимого товара, водителей и оплаты директор налогоплательщика затруднился.