В декабре 2012 года между ООО «М» (продавец) и ООО «Т» (покупатель) был заключен предварительный договор купли-продажи товара. В обеспечение исполнения договора покупатель в срок до 1 апреля 2013 года обязался перечислить продавцу 14,2 млрд рублей в качестве задатка. Согласно договору, если основной договор не будет заключен по вине покупателя до 11 января 2014 года, задаток остается у продавца. ООО «М» в установленный срок получило задаток, однако не учло его при исчислении НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, полагая, что денежные средства были перечислены в виде аванса в счет предстоящих поставок.

Суды трех инстанций (дело № А09-11694/2015) отменили решение инспекции, указав, что задатком признается денежная сумма, перечисленная в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Таким образом, задаток не является видом оплаты, а определен как один из способов обеспечения исполнения обязательств.

По условиям предварительного договора у компании обязанность по передаче товара в счет поступивших денежных средств отсутствует, а следовательно, данная сумма не может являться предоплатой, указала кассация (Ф10-49/2017 от 191.01.2018).