Иногда в результате краж, пожаров, наводнений или прочих подобных происшествий у налогоплательщиков, по тем или иным причинам, исчезают первичные учетные документы. При этом утрата документации может обойтись для пострадавшей стороны даже дороже, чем потеря другого имущества. А все дело в том, что в наличии первичной документации заинтересованы не только организации, но и налоговые органы, проверяющие правильность исчисления и уплаты налогов.

Зачастую налоговики, обнаружив отсутствие первичной документации, начисляют налоги, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в необоснованных размерах. А ведь еще в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.04 N 668/04 было указано, что определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. И при невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.

Как показывает практика, чаще всего суды отказывают налоговикам при рассмотрении подобных дел в силу того, что последние или не могут доказать факт отсутствия аналогичных налогоплательщиков, или рассчитывают налоги исходя только из возможных доходов налого-плательщика, никак не учитывая его возможные расходы.

Тем не менее, если налоговые органы будут действовать достаточно корректно, обосновывая все свои расчеты или действительно найдя аналогичного налогоплательщика - у которого будут сходны отраслевая принадлежность, вид деятельности, среднемесячный размер выручки, среднесписочная численность работников, общая стоимость основных средств и т.д., - то они вполне могут добиться успеха и в суде.

Однако наиболее неприятная ситуация при утере документов складывается в том случае, когда организации необходимо подтвердить право на налоговые вычеты по НДС.

Существуют судебные прецеденты, когда суды в данном вопросе вставали на сторону налогоплательщиков.

Однако ВАС РФ выразил совершенно иную точку зрения. И если в определении ВАС РФ от 18.10.07 N 13416/07 еще можно уловить какие-то колебания судей, то в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.07 N 10963/06, определении ВАС РФ от 31.08.07 N 8686/07 и в постановлении ВАС РФ от 30.10.07 N 8686/07 позиция суда совершенно однозначна. По мнению Высшего арбитражного суда в вопросе применения вычетов по НДС расчетный метод, описанный в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, неприменим.

Все очень просто. Согласно ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы. Этой же самой статьей предусмотрено право налоговых органов в случае отсутствия учетных данных у налогоплательщика определить сумму налога расчетным путем. Однако право на применение налоговых вычетов предусмотрено другими статьями, а именно ст. 171 и ст. 172 НК РФ. В соответствии с ними именно на налогоплательщике, а не на налоговых органах лежит обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов первичной документацией.

Выгодную для себя позицию ВАС РФ Минфин России отразил в письме от 20.09.07 N 03-02-08-12.

Таким образом, именно организация должна быть кровно заинтересована в восстановлении утраченной документации.

Что для этого нужно сделать?

Во-первых, при обнаружении факта утраты документов нужно создать комиссию по расследованию причин этого. Крайне желательно, чтобы в состав комиссии вошло стороннее незаинтересованное лицо. В идеале это должен быть представитель какого-либо государственного органа.

По результатам расследования необходимо составить соответствующий акт.

Во-вторых, немедленно следует провести инвентаризацию имущества.

В-третьих, необходимо обратиться за официальным подтверждением произошедших чрезвычайных событий - в региональное управление МЧС России, в правоохранительные органы или в ЖЭС - в зависимости от того, что именно случилось.
В-четвертых, когда вышеуказанные документы будут составлены и получены, следует уведомить в письменном виде налоговую инспекцию об утрате первичной налоговой и бухгалтерской документации. Желательно к данному уведомлению приложить копии всех документов, связанных с этим делом.

В-пятых, немедленно нужно заняться восстановлением утраченной первичной документации.

В отношении счетов-фактур, необходимых для подтверждения налоговых вычетов по НДС, есть только один путь - получение их копий от контрагентов. Документы о доставке имущества можно восстановить с помощью перевозчика. А документы, свидетельствующие об оприходовании полученного имущества, можно восстановить и самостоятельно.