В декабре 2015 года единственным участником компании принято решение о ликвидации, назначен ликвидатор, внесена запись в ЕГРЮЛ, опубликовано сообщение о предстоящей ликвидации компании. В ноябре 2016 года в инспекцию представлены документы, необходимые для ликвидации фирмы, в том числе ликвидационный баланс. ИФНС в регистрации отказала, сославшись на недостоверность ликвидационного баланса. Причина – компанией не исполнена обязанность по представлению справок 2-НДФЛ за 2016 год. Предположительно рассчитанная налоговиками задолженность составила 2,3 тысячи рублей.

Суды трех инстанций (дело № А60-10658/2017) отменили решение налоговой, установив наличие у компании переплаты по налогам на большую сумму. При этом согласно пункту 4 статьи 49 НК излишне уплаченные ликвидируемой фирмой налоги подлежат зачету в счет погашения недоимки. Инспекция наличие переплаты не оспаривает.

Суды обратили внимание, что до подачи документов для ликвидации фирмы проверочные мероприятия налоговиками не проводились. Компания получила от налоговой требование 13 декабря 2016 года - уже после подачи всех необходимых документов для ликвидации. Своевременно инспекция с требованиями не обращалась. Согласно подпункту 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК требования, не признанные ликвидационной комиссией, по которым кредиторы не обращались в суд, считаются погашенными. Следовательно, требования налоговой погашены, а отказ в регистрации ликвидации незаконен.

В решении апелляции (17АП-10560/2017 от 04.09.2017) указано: «складывается ситуация, при которой налоговые органы бездействуют в течение более 11 месяцев, имея информацию о производстве ООО … процедуры ликвидации организации, а после подачи всех документов для государственной регистрации ликвидации начинают необоснованно и несвоевременно предъявлять требования и претензии к налогоплательщику, тем самым препятствуя завершению ликвидации».

Дело приведено в обзоре судебной практики с участием регистрирующих органов, направленном письмом ФНС от 28 декабря 2017 г. N ГД-4-14/26814@.