За что боролись, на то и напоролись, констатировал ЦБ. Отказы банков в проведении операций клиентов на основании стадного чувства должны прекратиться. Банки должны реабилитировать часть клиентов, отзывая информацию о них из "черных списков". При этом сам ЦБ теперь будет рассылать еще и списки исключенных из списков.

ЦБ выпустил методические рекомендации от 10.11.2017 № 29-МР о том, как банки при определении уровня риска клиента должны учитывать информацию ЦБ об отказах этому клиенту в проведении операций, в заключении договора, а также о случаях расторжения договора банковского счета (вклада).

Упомянутые отказы имеют место в связи с подозрениями в нацеленности действий клиента на отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. Информация об отказах, которую ЦБ распространяет среди банков, учитывается ими при принятии своих решений об отказах данному клиенту. Однако банки не должны увлекаться и излишне прессовать тех клиентов, которым другие отказывали в проведении операций – на это ЦБ обращал внимание в одном из своих писем в июне этого года, это повторил и теперь.

Тем не менее, банки чересчур рьяно выполняют антиотмывочные требования и отказывают клиентам по основаниям, не связанным с рисками отмывания или террора. ЦБ призывает прекратить такие отказы и дает кредитным организациям ряд рекомендаций.

Например, активнее взаимодействовать с клиентами, предупреждая их о необходимости наличия определенных документов и сроках их действия. В частности, банки должны будут заранее напоминать клиенту-гражданину о предстоящей замене паспорта в связи с достижением возраста 20 или 45 лет. Однако сам по себе соответствующий юбилей – не повод отказать клиенту по подозрению в отмывании (ЦБ имел в виду, наверное, случай, когда клиент паспорт вовремя не заменил).

Выявляя риск отмывания, банк должен будет комплексно анализировать операции клиента, а вид его деятельности сам по себе фактором риска считать не следует, указал ЦБ.

Если кредитная организация обнаружила, что отказала клиенту без риска отмывания, например, после того как клиент предъявил ранее запрошенные банком документы, или если клиент, по мнению банка, перестал относиться к группе риска, то в этих случаях банк должен будет сообщить в Росфинмониторинг об удалении сведений о клиенте из "черного списка".

Более того, теперь ЦБ будет распространять не только сами "черные списки", но и сведения об исключении клиентов банков из таких списков, а банки, соответственно, должны штудировать теперь не только "черные", но и "белые" списки.

Также банкам рекомендовано создать соответствующие отделы, которые будут следить за обоснованностью попадания клиента в черный список и работать с жалобами самих клиентов. Если такой отдел "обелил" клиента после его обращения, то банк тоже должен будет сообщить об этом в Росфинмониторинг, сославшись, как вариант, на "техническую ошибку".

ЦБ со своей стороны также обещает надзирать за действиями банков по отказам. Если клиент пожалуется в ЦБ на банк, регулятор обещает устроить этому банку тщательную проверку с запросом документов и пояснений.