В октябре 2005 года госорган (арендодатель) и компания (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сроком на 49 лет для эксплуатации детского оздоровительного лагеря. В январе 2016 года компания исключена из ЕГРЮЛ как недействующее лицо. Инспекция приняла это решение из-за непредставления отчетности и отсутствия операций по счетам фирмы в течение последних 12 месяцев.

Госорган обратился в суд, указав, что исключение арендатора нарушает его права как кредитора – компания имеет задолженность по арендной плате и является собственником недвижимого имущества на предоставленном в аренду земельном участке.

В свою очередь, инспекция указала, что компания деятельности не ведет, поэтому ее восстановление в ЕГРЮЛ не имеет дальнейшей перспективы.

Суды трех инстанций (дело № А32-42258/2016) отменили решение инспекции, разъяснив, что компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 закона 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности. Непредставление отчетности и отсутствие операций по счету сами по себе не могут быть признаны достаточными для прекращения деятельности юрлица.

В данном случае исключение компании из ЕГРЮЛ помешает удовлетворению кредитором своих требований за счет имущества компании или лиц, несущих субсидиарную ответственность по ее обязательствам, отметила кассация (Ф08-8156/2017 от 31.10.2017).