Главбухи будут регулярно повышать квалификацию и противодействовать коррупции
© Кинопоиск

На общественное обсуждение вынесен проект нового профстандарта для бухгалтеров.

Главная новация относительно действующего стандарта – выделение трех дополнительных обобщенных трудовых функций. Это:

  • составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения
  • составление и представление консолидированной финансовой отчетности
  • оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как и в действующем стандарте, остаются такие обобщенные функции, как ведение бухучета и составление и представление финансовой отчетности. Сначала расскажем, что нового ожидается в них.

Для ведения бухучета (на должности бухгалтер, а согласно проекту должности смогут называться также "бухгалтер I категории", "бухгалтер II категории") сейчас установлено требование к опыту работы "при специальной подготовке по учету и контролю - не менее трех лет". Это требование в новом стандарте упраздняется. Вместе с тем, вводится требование к переходу к более высокой категории – опыт работы не менее года и профильные программы повышения квалификации по бухучету, внутреннему контролю не реже одного раза в три года.

Трудовые функции и действия, а также набор знаний и умений для ведения бухучета в общем и целом остается прежним, за исключением некоторых уточннений. Например, по действующему стандарту бухгалтер должен знать "основы информатики и вычислительной техники", тогда как новый стандарт конкретизирует, что это касется компьютерных программ для ведения бухучета. Сейчас бухгалтер должен знать "основы" соответствующих разделов законодательства, а в новом стандарте разработчики не скромничают – бухгалтер должен будет знать "законодательство РФ о ..." (о бухучете, архивном деле, налогах и сборах и так далее – набор отраслей законодательства, которым должен владеть бухгалтер, по-прежнему зависит от его трудовой функции).

Должностей, на которых можно реализовать вторую обобщенную трудовую функцию – составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта – по новому стандарту будет две: главбух и "начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета" (сейчас только главбух).

Сейчас для этой функции требуется высшее образование или среднее профессиональное образование, а будет – только высшее с уточнением, что достаточно бакалавриата. Требования к опыту работы будут изложены гораздо проще, чем сейчас – это будет не менее пяти лет работы в бухгалтерско-финансовой сфере. Зато более обширно будут изложены особые условия допуска для работы в ОАО (кстати, в проекте почему-то упомянуты ОАО, а не ПАО), организациях финсектора и других общественно-значимых субъектах.

Кроме того, вводится новое общее требование – дополнительное профобразование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Из трудовых функций "обычного" главбуха убрано составление консолидированной отчетности. По первой трудовой функции – составление бухгалтерской (финансовой) отчетности -– набор обязанностей и необходимых умений претерпит некоторые изменения, но их не назовешь существенными.

Если в обязанности главбуха входит следующая трудовая функция – "внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности", то согласно проекту такой сотрудник должен будет, среди прочего, выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции. В нынешнем стандрате такого нет.

Теперь вернемся к вновь вводимым обобщенным функциям. Первая из них, напомним, прописывается для главбухов (или начальников бухгалтерских служб) организаций, имеющих обособленные подразделения. Тут будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета, или дополнительное профобразование (переподготовка). Опыт - не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Следующая новая обобщенная функция – составление и представление консолидированной финансовой отчетности. Возможные наименования должностей - главбух, начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухучета, начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности. Также будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета, или дополнительное профобразование (переподготовка). Кроме того, рекомендуется повышение квалификации не реже одного раза в три года. Требования к опыту работы будут зависеть от специфики образования.

И, наконец, оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такую функцию смогут выполнять лица, чьи должности называются:

  • директор по операционному управлению
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу
  • коммерческий директор
  • директор по развитию бизнеса.

Требования к образованию и опыту работы примерно такие же, как и для предыдущей обобщенной трудовой функции, но без рекомендаций относительно регулярного повышения квалификации.

Напомним, что, к счастью, соблюдение профстандартов обязательно не для всех организаций, а только для тех, в которых требования к соответствующей работе прописаны законодательно.