ООО «Ф» (подрядчик) и иностранная фирма (заказчик) заключили договор на оказание услуг по техническому надзору за монтажом и вводом в эксплуатацию оборудования фабрики на территории РФ. В услуги входит проверка оборудования до монтажа, помощь в монтаже и наладке оборудования, технический надзор за монтажом, тестирование логических взаимосвязей и защитных блокировок с последующей пуско-наладкой под нагрузкой, проверка завершения работ по монтажу на предмет их окончания, безопасности, управляемости.

Услуги были оказаны, но не учтены в налоговой базе по НДС. По мнению компании, согласно подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 НК услуги обложению НДС не подлежат, поскольку покупатель деятельность на территории РФ не ведет, а оказанные услуги относятся к консультационно-инжиниринговым.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А40-251694/2016) признали законным решение инспекции, указав на подпункт 2 пункта 1 статьи 148 НК, согласно которому местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, находящемся на территории РФ.

К таким работам (услугам) относятся в частности: монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. Установлено, что услуги по монтажу оборудования, по надзору за монтажом оборудования и по вводу в эксплуатацию оказаны на территории РФ. При этом содержанием условий договора и актов выполненных работ не предусмотрено оказание именно инжиниринговых, инженерно-консультационных услуг, что исключает возможность применения подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК, отметили суды (постановление кассации Ф05-14549/2017 от 10.10.2017).