Репатриация валюты, если товар не пересекает границу: появился текст законопроекта
© Вести Экономика

На общественное обсуждение вынесен проект изменений, предлагаемых к внесению в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Ранее сообщалось о намерении Минфина распространить нормы о репатриации валюты на случаи, когда товар не пересекает границу, теперь появился текст проекта.

Частью 1 статьи 19 закона установлена обязанность резидентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение средств от нерезидентов на свои банковские счета, а также возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам, за неввезенные в РФ (неполученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Это не охватывает весь спектр торговых отношений между резидентами и нерезидентами, поскольку предусматривает перемещение товара исключительно через границу РФ, считают авторы законопроекта.

Сейчас согласно первому абзацу части 1 статьи 19 указанного закона правила о репатриации действуют "при осуществлении внешнеторговой деятельности", и сами обязанности по репатриации исполняются "в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами)". Это согласно тексту законопроекта заменят на "в сроки, предусмотренные в заключенных с нерезидентами внешнеторговых договорах (контрактах), а также договорах (контрактах), предусматривающих передачу между резидентами и нерезидентами товаров, при которых осуществляется их приобретение, отчуждение за пределами территории РФ без их ввоза на территорию РФ, а также на территории РФ без их вывоза с территории РФ", а уточнение "при осуществлении внешнеторговой деятельности" будет упразднено.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица получат право запрашивать и получать документы, подтверждающие регистрацию филиала, представительства резидента на территории иностранного государства, регистрацию и постановку на балансовый учет транспортного средства, используемого в международных перевозках, акты, подтверждающие оприходование на балансе филиала, представительства резидента, для нужд которого приобретаются товары, документы финансово-хозяйственной деятельности филиала, представительства резидента. Сейчас подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 закона указанные органы и агенты вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (это право у них также останется). Таким образом, данный пункт будет дополнен, а права проверяющих расширены.

Агенты валютного контроля в дополнение к имеющимся у них правам получать право запрашивать товаросопроводительные документы и формы учета по валютным операциям.

Уполномоченные банки после принятия законопроекта будут передавать в ФНС в электронном виде информацию о проводимых резидентами валютных операциях, связанных с расчетами между резидентами и нерезидентами по торговым договорам без ввоза/вывоза товара в/из РФ. Причина в том, что на такие договора не распространяется требование об оформлении паспортов сделок, и, как следствие, ФНС без получения дополнительной информации не может контролировать соответствующие валютные операции. В пояснительной записке перечислены сведения, которые должны будут передавать в ФНС указанные банки.

Вносится ряд других изменений.

Кроме того, опубликован текст проекта корреспондирующих поправок в статью 15.25 КоАП – подправят составы нарушений по части 4 и части 5 данной статьи. В частности, состав по части 4 будет обобщен, поскольку КоАП не должен дублировать нормы закона, к которому относится нарушение, а с учетом уточнений, вносимых в закон о валютном регулировании, состав по части 4 (и без того крайне громоздкий) стало бы невозможно воспринять, следует из пояснительной записки.