Предприниматель на УСН занимался оказанием консультационных услуг по проектам немецкого концерна в сфере совместного с РФ производства технических средств обучения и поставок оборудования.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги по общей системе налогообложения, пени и штраф, установив, что предприниматель не учитывал доход в иностранной валюте, поступивший на транзитный валютный счет. ИП перечислял указанные денежные средства на свои личные счета для дальнейшего обналичивания, тем самым занижая налогооблагаемый доход и создавая условия для сохранения права на применение УСН.

По мнению предпринимателя, момент поступления денежных средств на транзитный валютный счет по смыслу статьи 347.17 НК не является датой получения дохода ввиду того, что транзитный счет не отвечает признакам счета, предусмотренным статьей 845 ГК, статьей 11 НК.

Суды трех инстанций (дело № А40-162131/2016) признали законным решение инспекции, разъяснив, что доходы в виде иностранной валюты при поступлении на транзитный валютный счет налогоплательщика учитываются в целях УСН. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК  счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и ИП. Таким образом, в целях НК счетами признаются и иные счета, обладающие признаками счета.

Судья ВС (305-КГ17-11063 от 28.08.2017) отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.