В письме от 07.06.17 № 03-03-06/1/35488 Минфин рассмотрел вопрос о признании безнадежным долга, если страна иностранного контрагента ввела ограничения по выполнению обязательств в отношении российских организаций.

Ведомство решило, что долг иностранного контрагента перед российской организацией в этом случае не является безнадежным долгом в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК и не может быть учтен в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Аргументируют чиновники закрытым перечнем оснований для признания долгов безнадежными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК таковыми признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Следовательно, налогоплательщик, имеющий долг, может отнести его к безнадежным только при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств. Других оснований для признания долга безнадежным статья 266 НК не предусматривает.