Предприниматель занимался сдачей в аренду имущества и применял общую систему налогообложения. Он приобрел автомобили «Нива Шевроле» и «Тойота Ленд Крузер» для ведения деятельности, заявил по ним вычет в декларации по НДС и начал учитывать в расходах амортизацию по автомобилям.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф, указав на отсутствие доказательств ведения деятельности, в которой использовались бы легковые автомобили. Использование легкового автомобиля для поездок в банк, ИФНС, центры техобслуживания, к контрагентам для заключения договоров, по мнению инспекции, не может быть расценено как использование автомобилей в деятельности, направленной на получение доходов.

Суд первой инстанции  (дело № А60-13894/2016) признал законным решение инспекции.

Апелляция отменила его решение, установив, что представленные путевые листы соответствуют требованиям, автомобили поставлены на учет в качестве основных средств, оплачены. Предприниматель вправе для ведения деятельности выезжать в места нахождения своих контрагентов. При этом отсутствие в условиях заключенных им договоров указания на обязательность его присутствия при заключении договоров само по себе не исключает такую возможность и необходимость.

Доказательств использования автомобилей исключительно или преимущественно для личных, бытовых или семейных целей инспекцией не представлено. Кассация (Ф09-292/2017 от 27.02.2017) согласилась с выводами апелляции.