Компания занималась производством и реализацией труб. В ходе выездной проверки ИФНС установила занижение налоговой базы по налогу на прибыль и НДС в результате неотражения дохода от реализации трубной продукции, переданной покупателям ЗАО «Т», «С», «Д», ООО «Г», «П», с которыми были заключены договоры хранения, прикрывающие сделки продажи.

Инспекция установила, что передача товара на склады хранителей оформлялась актами о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма № МХ-1), ТТН и транспортными накладными. Помимо этих документов, передача каждой партии оформлялась товарной накладной по форме ТОРГ-12, что подтверждается сведениями, указанными в транспортных накладных. Более того, согласно товарно-транспортным и транспортным накладным стоимость труб, передаваемых контрагентам, указывалась грузоотправителем с учетом НДС, что свойственно реализации. В результате инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А40-216801/2015) признали законным решение инспекции, указав, что ТОРГ-12 является первичным учетным документом, которым согласно указаниям по применению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных постановлением Госкомстата от 25.12.1998 г. № 132, оформляются операции продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей.

Суды (постановление кассации Ф05-18521/2016 от 16.01.2016) учли, что согласно регистрам бухучета трубная продукция после ее выпуска из производственного цеха перемещалась не на склады хранителей, а на склад хранения готовой продукции. Полученная контрагентами по договорам хранения трубная продукция впоследствии реализовывалась ими своим покупателям. О создании формального документооборота по хранению продукции на складах контрагентов свидетельствует и отсутствие ведения хранителями складского учета.