Компания занималась розничными продажами бытовой техники и проводила различные маркетинговые акции, направленные на привлечение покупателей, в том числе акции по выдаче покупателям подарочных карт. Так, при покупке определенных видов бытовой техники покупателю выдавалась подарочная карта определенного номинала. При последующей покупке в течение 5 лет покупатель мог оплатить стоимость товара (или ее часть) подарочной картой в пределах ее номинала. В момент приобретения покупателем товара, участвующего в акции, компания отражала выручку от реализации. Выдача подарочной карты отражалась как доход будущего периода. Затем выручка от продажи товара сторнировалась на стоимость подарочной карты, поскольку, по мнению компании, предоставление подарочной карты является скидкой.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерность исключения из выручки стоимости подарочных карт при первоначальных покупках.
Суды трех инстанций (А40-789/2016) признали законным решение инспекции, установив, что при проведении рекламных акций покупатель получал подарочную карту именно в качестве подарка и только при условии полной оплаты конкретного товара, который участвует в акции. Подарочные карты не приобретались покупателями как «самостоятельный товар», поскольку денежные средства сверх стоимости товара не перечислялись. Фактически карты предоставляли покупателю более выгодные условия последующей покупки, то есть номинал подарочной карты не являлся предоплатой. Следовательно, уменьшить выручку на стоимость номинала карты налогоплательщик вправе только в момент фактического предъявления карты и использования ее номинала, указал суд (постановление кассации Ф05-19788/2016 от 20.12.2016).