Охранная фирма заключила с учениками ученические договоры на обучение профессии охранника. В течение января-апреля 2012 и марта-декабря 2014 годов компания выплачивала стипендии по ученическим договорам, которые в базу для начисления страховых взносов не включала.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые вносы, пени и штраф, установив, что ученические договоры заключались, в том числе с лицами, уже имевшими квалификацию частного охранника (свидетельство о присвоении квалификации, удостоверение).

При этом в штате компании в эти периоде числился только административно-управленческий персонал, в чьи должностные обязанности охрана объектов не входила, то есть в штате компании не было охранников, были только ученики.

Суды трех инстанций (дело № А71-15388/2015) признали законным решение фонда, разъяснив, что ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (статья 200 ТК). При этом компания не пояснила, в какие сроки и в каких учреждениях проходили обучение ученики, какая специальность получена ими по окончании обучения. Профессиональное обучение частные охранники получают в специализированных образовательных учреждениях. Более того, выплаты в виде стипендий не предусмотрены ни уставом компании, ни положением об оплате труда.

Суды (постановление кассации Ф09-9337/2016 от 14.11.2016) пришли к выводу о формальном характере ученических договоров, заключении их со своими работниками-охранниками лишь с целью вывода спорных выплат из-под обложения взносами.