Коллективным договором компании были предусмотрены социальные гарантии работникам – компенсация отдыха, медицинских услуг, оплаты детсадов и прочие.
По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, включив в базу для начисления взносов затраты по компенсируемому индивидуальному социальному пакету. По мнению фонда, указанные выплаты социального характера являются стимулирующими, призванными привлекать и мотивировать работников, а значит являются вознаграждением за труд и, как следствие, непосредственно связаны с характером трудовых отношений.
Суды трех инстанций (дело № А45-781/2016) отменили решение фонда, указав, что, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК регулирует социально-трудовые отношения.
Доказательств того, что спорные компенсации носили систематический характер и зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фондом не представлено. Спорные выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера, указали суды (постановление кассации Ф04-4418/2016 от 26.09.2016).