Суды разъяснили, чем вознаграждение за выполнение плана продаж отличается от скидки

Между ЗАО (дистрибьютор) и ООО (поставщик) было заключено дистрибьюторское соглашение. ЗАО получило вознаграждение за выполнение плана продаж за 2010, 2011, 2012 годы в общей сумме почти 22 млн рублей путем списания дебиторской задолженности и отразило его во внереализационных доходах.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, полагая, что сумма вознаграждения должна быть учтена в налоговой базе по НДС.

Суды трех инстанций (дело № А41-95986/2015) отменили решение инспекции, разъяснив, что квалифицирующим признаком, отличающим поощрение в форме скидки, от поощрения в форме премии/вознаграждения (вне зависимости от наименования такого поощрения в договоре) является то, что при скидке изменяется цена товара, тогда как в случае выплаты премии/вознаграждения цена товара не изменяется. В данном случае инспекция не доказала изменение цены товаров, следовательно, указанное вознаграждение не может рассматриваться в качестве скидки.

Суды также установили, что ООО уточненные декларации по НДС в части вознаграждений не подавало и уменьшения налогооблагаемой базы по НДС не производило. НДС начислен с полной стоимости реализованного товара и полностью уплачен в бюджет, что в случае удовлетворения заявления привело бы к исчислению и уплате НДС с одной реализации дважды - и с поставщика и с дистрибьютора, указали суды (постановление кассации Ф05-13901/2016 от 22.09.2016).