ООО вложило свои акции в уставной капитал кипрских фирм. В январе 2009 года эти фирмы приняли решение о дополнительной эмиссии в пользу своих акционеров. В оплату этих акций ООО передало акции ОАО (которыми до этого владело), и учло сделку как долгосрочные финансовые вложения.
По результатам выездной проверки ИНФС установила, что кипрские компании фактически подконтрольны компаниям с Британских Виргинских островов, доначислила налог на доходы иностранных организаций в размере 214 млн рублей, который должно было удержать ООО, являясь налоговым агентом, пени и штраф.
ООО оспорило решение в суде (дело № А13-5850/2014), указывая, что передала акции в уставной капитал именно кипрских фирм. Получение имущества (акций) в качестве вклада в уставной капитал не является налогооблагаемым доходом иностранной организации в силу пункта 1 статьи 309 НК и положений статьи 22 соглашения между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998.
Суд первой инстанции поддержал позицию истца. Апелляция отменила решение суда, указав на создание ООО схемы для вывода акций ОАО в оффшорные компании, являющиеся резидентами Британских Виргинских островов, в целях получения налоговой выгоды. Суд счел сделку по передаче акций в уставной капитал кипрских фирм притворной, поскольку обмен на акции указанных компаний стоимостью 1 евро за акцию ОАО неравноценен. Эта сделка не носила характер инвестиционной деятельности, поскольку не имела цели получения прибыли. Созданная схема по передаче акций ОАО в адрес резидентов Виргинских островов, с которыми РФ не заключала соглашение об избежании двойного налогообложения, привела к возникновению налоговой выгоды вследствие уменьшения налоговой базы по доходам, полученным иностранными юрлицами от источников в РФ.
Окружной арбитражный суд и судья ВС (307-КГ16-7111 от 05.08.2016) согласились с выводами апелляции. Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.