
ОАО «С» и ОАО «А» заключили договор мены, по которому ОАО «С» в обмен на свои акции в количестве 10,5 тысяч штук (номинальной стоимостью 1 рубль каждая) получило от контрагента в качестве вклада в уставный капитал имущество в виде 15,9 тонн дизельного топлива. Стороны признали, что акции и указанное имущество являются равноценными, их фактическая цена составила 454 млн рублей. При этом часть стоимости имущества, равная номинальной стоимости акций, увеличила уставный капитал ОАО «С», а сумма сверх номинальной стоимости - добавочный капитал. ОАО «С» заявило налоговый вычет по НДС в связи с полученным вкладом имущества, в размере, восстановленном ОАО «А» согласно пункта 1 статьи 170 НК.
По результатам выездной проверки ИФНС указала на завышение налоговых вычетов по НДС, доначислила налог, пени и штраф. По мнению инспекции, ОАО «С» вправе заявить к вычету только ту сумму НДС, которая пропорциональна увеличению уставного капитала - 10,5 тысяч рублей, а на оставшуюся стоимость имущества был увеличен добавочный капитал компании, следовательно, применение вычета является неправомерным. Инспекция также ссылается на пункт 9 ПБУ 19/02 - первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение.
Суды трех инстанций (дело № А46-11035/2015) отменили решение инспекции, установив, что акционер компании восстановил НДС в размере, заявленном истцом к вычету. При этом имущество принято по акту приема-передачи, поставлено на учет, использовалось в деятельности, облагаемой НДС, денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций определена советом директоров ОАО «С» с привлечением независимых оценщиков.
Суды (постановление кассации Ф04-2784/2016 от 14.07.2016) отметили, что установленный законом порядок бухучета стоимости имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, не имеет значения для целей применения вычета НДС в соответствии с пунктом 11 статьи 171 НК.
Таким образом, размер имущественного вклада в уставный капитал определяется исходя из стоимости такого имущества (его денежной оценки), а не исходя из номинальной стоимости акций, получаемых взамен.