По результатам камеральной проверки налогового расчета компании о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (в отношении дивидендов, выданных иностранной фирме, являющейся резидентом Республики Кипр), инспекция указала на неправомерность применения ставки налога на доходы в размере 10%, установленной в Соглашении между РФ и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения. Иностранная фирма не представила доказательства того, что является налоговым резидентом Республики Кипр, следовательно, компания в соответствии со статьей 312 НК должна была применить налогообложение дивидендов по ставке 15%, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК.

До завершения камеральной проверки и составления акта необходимый сертификат компания предоставила.

Суды трех инстанций (дело № А40-84402/2015) признали недействительным решение инспекции, разъяснив, что представление иностранной компанией налоговому агенту такого подтверждения предусмотрено пунктом 2 статьи 310 НК. Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. 

Суды (постановление кассации Ф05-6496/2016 от 27.05.20016) отклонили доводы жалобы ИФНС о том, что на момент выплаты дохода иностранной компании у компании не имелось оснований для применения пониженной ставки налога. Кассация отметила: «факт, что налоговый сертификат был получен обществом позднее, после окончания периода, в котором был выплачен иностранной компании доход, не имеет правового значения, поскольку положения статьи 312 НК РФ в совокупности с иными нормами НК РФ не содержат ответственности за позднее получение свидетельства о налоговом резиденте».

Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении экономической коллегии ВС от 23.09.2014 № 305-ЭС14-1210. Суд отметил, что местонахождение иностранных компаний может подтверждаться и сертификатами, полученными в предыдущих периодах, и сертификатами, полученными впоследствии.