Единственный участник компании принял решение о ее ликвидации. Сообщение о ликвидации было опубликовано в соответствующем издании. Компания уведомила об этом решении инспекцию, а также направила последней промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с которым у компании отсутствует задолженность перед кредиторами, в том числе по налогам, сборам, пеням и штрафам. Впоследствии был составлен ликвидационный баланс и подано заявление о ликвидации компании.

Инспекция отказала в регистрации изменений, сославшись на недостоверные сведения ликвидационного баланса - не отражена задолженность по налоговым обязательствам, по выездной налоговой проверке, проводимой в то время в отношении компании. По мнению инспекции, компания, действуя разумно и добросовестно, не должна была утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.

Суды трех инстанций (дело № А32-17159/2014) признали недействительным решение инспекции, указав, что компания представила все необходимые документы, предусмотренные статьей 21 закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суды отклонили довод налоговой инспекции о том, что отраженные в ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет являются недостоверными. Суды разъяснили, что налоговая проверка завершается составлением акта, однако обязанность по уплате сумм налогов, пеней и штрафов либо взыскание сумм, начисленных по этой проверке, возможно только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки.

В данном случае на дату отказа в ликвидации юрлица инспекция не располагала вступившим в законную силу решением по итогам проверки - у налоговиков не имелось доказательств наличия у налогоплательщика задолженности. Значит, на момент представления компанией заявления о госрегистрации ей не могло быть известно о претензиях налоговой инспекции.

Суды (постановление кассации Ф08-1652/015 от 01.04.2015) решили, что налоговая инспекция в установленный срок не заявила требований в качестве кредитора компании и последняя правомерно не включила суммы доначисленные по результатам проверки в ликвидационный баланс.