По результатам выездной налоговой проверки компании предложено перечислить задолженность по НДФЛ (по ставкам 9%, 13% и 35%), доначислены пени и штраф. Инспекция установила несвоевременное перечисление НДФЛ с заработной платы, дивидендов, доходов в виде материальной выгоды.

Суды трех инстанций (дело № А34-6162/2012) отменили решение инспекции.

В данном случае суды установили, что сумму НДФЛ по ставкам 13%, 9%, 35% инспекция определила расчетным путем, сопоставив содержащиеся в счетах бухгалтерского учета сведения о сальдо и о суммах НДФЛ, начисленных за каждый месяц и налоговый период в целом, с данными о суммах перечислений НДФЛ в бюджет, а не из налоговой базы по каждому конкретному работнику, которому был выплачен доход.

Инспекция не установила характер выплат, соответственно, не определила даты наступления у налогового агента обязанности по перечислению НДФЛ в бюджет; не установила, подлежит ли налогообложению конкретная сумма выплат.

Представленные налоговым органом справки о датах выплаты заработной платы, выданные главным бухгалтером, и подтверждение руководителями организации задолженности перед бюджетом по НДФЛ не могут служить достаточным основанием для начисления налога по ставке 13%.

Судами также установлено неправомерное доначисление налога по ставке 35%, так как данный доход относился к аренде нежилого помещения, а не к доходам в виде материальной выгоды, что исключает применение ставки 35%. Представленные компанией договоры инспекцией не анализировались.

Приведенная инспекцией методика расчета НДФЛ по ставке 9% с полученных дивидендов без учета адресного, персонифицированного характера данного налога не соответствует требованиям законодательства.

В результате суды сочли, что инспекция неправомерно предложила компании уплатить сумму НДФЛ, соответствующие пени и штрафы в связи с тем, что указанные начисления произведены инспекцией без учета данных конкретных работников.