Агент-«упрощенщик», который при совершении сделок с третьими лицами выступает от своего имени, но за счет принципала, включает в доходы только агентское вознаграждение. Об этом напомнил Минфин России в письме от 21.03.14 № 03-11-11/12556.

Объяснение стандартное. Известно, что по агентскому договору одна сторона (агент) за вознаграждение совершает определенные юридические действия в пользу другой стороны (принципала). Такие действия осуществляются от имени агента, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). При этом принципал обязан уплатить агенту вознаграждение, установленное договором (ст. 1006 ГК РФ).

Порядок определения доходов «упрощенщиков» регулируется статьей 346.15 Налогового кодекса. Согласно указанной норме «упрощенщики» учитывают доходы от реализации, которые определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом не учитываются те доходы, которые перечислены в статье 251 НК РФ. А в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ упомянуты доходы агента, поступившие в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, а также в счет возмещения затрат агента, произведенных за принципала. При этом к указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, доходом «упрощенщика» от операций по агентскому договору является только агентское вознаграждение. Именно его и нужно учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по УСН.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме от 04.09.13 № 03-11-11/36394.