Минфин РФ подготовил рабочий вариант проекта "Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы", сообщил вчера на конференции РСПП замглавы ведомства Сергей Шаталов. План на очередную трехлетку не предусматривает прямого роста фискальной нагрузки, но предлагает брать с налогоплательщиков больше за счет расширения налоговой базы. Компаниям будет предложено начать делиться с бюджетом накапливаемой за рубежом прибылью, гражданам — постепенно отвыкать от льгот по налогу на принадлежащую им недвижимость.

К маю каждого года Минфин готовит "Основные направления налоговой политики" — ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка бюджета на следующую трехлетку. Вчера в рамках Недели российского бизнеса РСПП Сергей Шаталов рассказал о первом варианте проекта, отметив, что, в том числе из-за событий вокруг Украины и Крыма, его подготовка в этом году задерживается. "Обстановка довольно сложная, есть несколько вопросов, по которым надо принимать серьезные политические решения,— сказал замминистра.— Они откладываются по той причине, что есть и другие события, с которыми мы с вами сталкиваемся,— и Украина, и Крым, конечно же, не в последнюю очередь".

Пока же проект "Направлений", по словам замминистра, не предполагает сенсаций. Минфин подтверждает верность заявленному после президентских выборов 2012 года курсу, который условно можно назвать "стабильность с уточнениями". "Налоговую нагрузку мы увеличивать не предполагаем",— заявил вчера Сергей Шаталов, сообщив, что, по предварительным данным, в 2013 году этот показатель в России составил 33,3% ВВП (по итогам 2012 года заявлялось о нагрузке в 34,2% ВВП). Впрочем, как признает сам Минфин, это снижение произошло не столько из-за сознательных действий властей, сколько из-за вызванного торможением экономики падения сборов по налогу на прибыль и сокращения поступлений НДС в процентном отношении к ВВП.

Достигнутый уровень фискальной нагрузки (22,5% без учета нефтегазового сектора) замглавы Минфина вчера назвал "совсем небольшим" в сравнении со странами G8 и ОЭСР. Также выступивший перед предпринимателями замглавы Минэкономики Сергей Беляков с таким определением, однако, не согласился. По его мнению, фискальная нагрузка на предприятия чрезмерна, а приводимые Минфином цифры не учитывают массу обязательных неналоговых выплат — таких как платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Хотя Минфин и говорит об отсутствии сенсаций в новых "Направлениях", готовящиеся сейчас по поручению президента законопроекты о деофшоризации могут заметно повлиять на практику российского бизнеса. Проект поправок к Налоговому кодексу о принуждении компаний и граждан к уплате налога с доходов контролируемых из России иностранных компаний Сергей Шаталов пообещал представить для общественного обсуждения уже в ближайшие две недели. Поправки предполагают, что российские налогоплательщики, прямо или косвенно владеющие более чем 10% капитала иностранной компании, будут обязаны сообщить об этом российским налоговым органами. Сам по себе факт такого владения налоговых последствий не вызовет. Но они появятся, если станет известно о том, что контролируемая из РФ компания не распределяет дивиденды между собственниками, то есть используется для увода прибыли от налогообложения. В этом случае соответствующая доля этого дохода будет "приписана" собственникам в РФ, и с нее придется заплатить налог по стандартным ставкам — предположительно 20% для компаний и 13% для граждан (против нынешней ставки налога на дивиденды в 9% для обеих категорий налогоплательщиков).

Пока Минфин предполагает, что новые правила распространятся не только на фирмы, зарегистрированные в офшорах (41 государство в официально утвержденном списке Минфина), но и на компании из "нормальных", но низконалоговых юрисдикций. Традиционно в качестве последних фигурируют Кипр, Нидерланды, Швейцария — но их ведомство пока не называет, отмечая лишь, что новый черный список будет "немного шире" существующего перечня офшоров. Сергей Шаталов уверяет, что новые правила сформулированы лишь предварительно — впереди дискуссия с привлечением бизнеса, нужная, "чтобы понять, насколько законопроект соответствует имеющимся ожиданиям". Выбранный механизм, по его словам, средний по жесткости. Крайние варианты — платежи с любой нераспределенной прибыли (как в США), с одной стороны, и только с пассивных доходов из определенных юрисдикций — с другой. В связке с поправками о контролируемых компаниях Минфин намерен предложить и нормы о введении института налогового резидентства для юридических лиц (сейчас он существует лишь для "физиков"). Смысл новации — наложить на компании, формально зарегистрированные за рубежом, но управляемые из России, обязанность платить налог на прибыль по законодательству РФ.

Отметим, что, "концептуально поддерживая" антиофшорные новации Минфина, Минэкономики вчера заявило о недостаточности только лишь налоговых мер. По словам Сергея Белякова, кроме них необходимо обеспечить защиту прав собственности и конфиденциальности владения в отечественной юрисдикции. "Суды, корпоративное законодательство, правоприменение — вот три ключевых фактора, которые просто заставляют бизнес использовать офшоры",— отметил замминистра. По его словам, принимать поправки к налоговому законодательству, надеясь, что бизнес переструктурирует свою деятельность, "было бы немного наивно и неправильно".

Кроме волнующей предпринимателей темы по их деофшоризации в "Основные направления" войдут наработки Минфина по более "народной" теме — грядущего введения налога на недвижимость физлиц. Напомним, правительство обещает уже в ближайшее время внести в Госдуму поправки, предоставляющие местным власти право взимать налог на недвижимость не с инвентаризационной (как сейчас), а с кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья. Предложенная в прошлом году Минфином редакция поправок была раскритикована юристами президента за то, что вела к заметному увеличению нагрузки на граждан и, соответственно, к росту социальной напряженности.

Вчера Сергей Шаталов сообщил, что Минфин предлагает закрепить в "Направлениях" принцип плавного, но все же сокращения льгот по обновляемому налогу. "Мы предлагаем мягкий вариант — льготы, которые установлены на федеральном уровне, сохранить до 2018-2020 годов, правда несколько сократив их",— сказал замминистра. Сейчас льготы по налогу на имущество предоставляются гражданам (пенсионерам, в частности) вне зависимости от количества объектов, которыми они владеют. Минфин предлагает предоставлять их для одного объекта, который граждане выберут самостоятельно. Кроме того, для собственников, у которых размер налога при переходе к кадастровой стоимости заметно вырастет, предлагается ввести понижающий коэффициент (затем он будет постепенно повышаться). По словам Сергея Шаталова, все российские регионы технически готовы к введению налога с 2015 года и вопрос о его запуске лежит в политической плоскости — то есть в решении вопроса об объеме представляемых льгот. По данным "Ъ", ситуация сейчас должна разрешиться на готовящемся совещании у Владимира Путина.