В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 сказано, что налоговый орган может признать налоговую выгоду необоснованной, если докажет, что налогоплательщик действовал «без должной осмотрительности и осторожности». Однако четкие критерии оценки добросовестности контрагента и реальности его деятельности не выработаны. Мнение судов по вопросам необходимости проверки контрагентов также неоднозначно. Для одних доказательством осмотрительности служит проверка регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), для других — этого недостаточно. Минфин России в письме от 26.08.13 № 03-02-07/1/35024 разъяснил, что именно необходимо предпринять для проверки контрагента.

Напомним, что разъяснения по данному вопросу Минфин давал и ранее. Так, в письме от 10.04.09 № 03-02-07/1-177 чиновники сообщили, что проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ подтверждает проявление налогоплательщиком осмотрительности. Однако, как уже было упомянуто выше, многие суды считают, что такой проверки недостаточно. Как указывают арбитры, свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет, выписка из ЕГРЮЛ свидетельствуют лишь о наличии юридического лица в системе государственной регистрации лиц и не характеризуют организацию как добросовестного налогоплательщика, имеющего деловую репутацию. (См. постановления ФАС Московского округа от 23.07.13 № А40-91093/12-115-605, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.13 № А27-17780/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.12 № А63-3591/2010).

В комментируемом письме (от 26.08.13 № 03-02-07/1/35024) специалисты финансового ведомства дали понять, что не стоит ограничиваться выпиской из ЕГРЮЛ. Чиновники советуют налогоплательщикам собирать о контрагентах как можно больше информации.

Прежде всего, авторы письма напомнили о критериях отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Этими критериями организации могут пользоваться для оценки собственных налоговых рисков, а также для выявления «фирм-однодневок» среди своих контрагентов. Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»). Там же перечислены наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Кроме того, в Минфине напомнили о письме ФНС России от 11.02.10 № 3-7-07/84. В нем налоговики рассказывали о том, какие сведения следует запросить у контрагента, чтобы проверить его добросовестность.