Недействительность сделки влечет, согласно ГК, отмену всех ее правовых последствий. Как оказалось, это не касается обязанности уплаты налога за период владения имуществом, впоследствии возвращенным хозяину по решению о ничтожности сделки. Ведь с момента ее совершения до момента признания ее недействительной спорное имущество числилось в ЕГРП за покупателем.

Опубликовано постановление президиума ВАС по делу А56-39448/2011.

Компания приобрела земельный участок, исчислила и уплатила авансовый платеж по земельному налогу. Однако вскоре решением суда сделка купли-продажи участка была признана недействительной в силу ее ничтожности. Соответственно, в ЕРГП была сначала (после покупки) внесена запись о переходе прав собственности, а затем (после признания сделки ничтожной) - о прекращении права собственности. Датирована она была моментом, наступившим недели через три после вступления в силу решения суда о недействительности сделки купли-продажи.

Компания, считая, что не является плательщиком земельного налога из-за отмены всех юридических последствий сделки, подала в налоговый орган уточненный расчет авансового платежа за тот же период, за который он ранее был исчислен и уплачен. ИФНС с таким мнением не согласилась и доначислила налог.

Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика. Однако все вышестоящие суды, включая президиум ВАС, приняли сторону налоговиков.

Президиум ВАС указал, что своим решением суд первой инстанции фактически возложил обязанность уплаты земельного налога на его продавца за тот период, в течение которого продавец им не владел. То есть - за тот период, пока участок согласно ЕГРП числился за покупателем. Продавец в этот период не имел юридической возможности извлекать доход от использования участка, а этим нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного, указал ВАС.

Плательщиком земельного налога за спорный период должна быть фирма, которая значилась в реестре лицом, обладающим правом собственности на земельный участок.