Российская организация (пользователь) по договору коммерческой концессии с иностранной организацией (правообладателем) получила комплекс исключительных прав на использование:

  • концепции, изобретенной и разработанной правообладателем;
  • торговых марок, имеющих отношение к концепции;
  • ноу-хау и поддержку в отношении концепции.

Российская организация фактически начала использование комплекса прав в январе 2009 году, хотя договор был заключен только в январе 2013 года. Условия договора распространяются на период с момента фактического начала использования комплекса прав. Можно ли в целях налога на прибыль учесть в расходах платежи в виде вознаграждения за использование комплекса прав за период 2009 - 2012?

Минфин ответил на этот вопрос в письме от 06.05.2013 № 03-03-06/1/15655. На основании п. 2 ст. 425 ГК стороны любого договора вправе установить, что его условия применяются к их отношениям, возникшим до его заключения.

НК установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

ГК не содержит положения, предусматривающего, что условия договора коммерческой концессии применяются с момента осуществления его государственной регистрации. Так что, по мнению Минфина, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль возможен учет расходов в виде платежей по зарегистрированному договору коммерческой концессии с момента начала использования комплекса исключительных прав.