Банк, реализуя имущество, полученное в виде залога в погашение кредита, имеет право исчислять НДС с межценовой разницы
Вышло постановление ВАС по делу № А56-36252/2010.
Банк, в погашение обязательств, принял от кредитора, который оказался не в состоянии погасить кредит, оборудование на сумму 50 млн рублей (в том числе НДС 7,6 млн рублей) согласно выставленным кредитором счетам-фактурам.
Впоследствии банк продал данное оборудование за 60 млн рублей. НДС исчислил с разницы между ценой продажи и ценой, по которой оборудование было принято на учет.
Налоговая инспекция сочла, что НДС должен быть уплачен с суммы реализации без его уменьшения на величину входящего. Из постановления ВАС можно почерпнуть, что «ошибку инспекция усмотрела в определении банком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с межценовой разницы, в то время как учетной политикой банка предусмотрена уплата всей суммы налога на добавленную стоимость в бюджет по операциям, признаваемым объектом обложения налогом на добавленную стоимость, и включение сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам в затраты по налогу на прибыль (пункт 5 статьи 170 Кодекса)».
Суды с первой по третью инстанции принимали разные решения. ВАС принял сторону налогоплательщика: «В силу Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях (пункты 5.3, 5.6, 10.5.1 приложения № 10) и Указаний Центрального банка Российской Федерации от 27.07.2001 № 1007-У «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств» (пункт 7) имущество, приобретенное банком-кредитором в результате осуществления сделок по договорам отступного, новации, залога, при постановке на учет в балансе банка-кредитора отражается по счету 61011 «Внеоборотные запасы» в сумме прекращенных обязательств заемщика (должника) и списывается при его выбытии по балансовой стоимости выбывающего имущества в корреспонденции с соответствующими счетами по учету этого имущества.
На основании указанных правил бухгалтерского учета, приобретенное по соглашению о предоставлении отступного имущество принято банком к учету по стоимости, равной сумме прекращенных обязательств общества «Русский Дизель», в размере 50 000 000 рублей с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.
Противоречий между правилами исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, содержащимися в Положении № 308/1, и Учетной политикой банка на 2008 год (пункт 26.4), не усматривается, так как названные локальные акты банка являются составными частями его учетной политики, основаны на правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, применяются в зависимости от назначения приобретаемого имущества и от установленных Центральным банком Российской Федерации правил, соответствуют как пункту 3 статьи 154, так и пункту 5 статьи 170 Кодекса.
Следовательно, банк обоснованно определял налоговую базу как разницу между ценой реализации имущества обществу «Выборгская целлюлоза» с налогом на добавленную стоимость (60 000 000 рублей) и стоимостью этого имущества, отраженной по счетам бухгалтерского учета с налогом на добавленную стоимость в размере 50 0000 000 рублей, и вправе был исчислить налог на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 154 Кодекса, поскольку правилами бухгалтерского учета установлен упомянутый порядок учета имущества, приобретенного в качестве обеспечения возвратности кредита».