Подготовлен проект разъяснений по применению положений первой части НК РФ.

Ими планируется заменить аналогичные разъяснения от 2001 г.

В проекте затрагивается широкий круг вопросов.

Среди них - исполнение обязанности по уплате налога; применение ответственности; реализация мероприятий налогового контроля; возврат (зачет) сумм переплаты; вступление решений налогового органа в силу и их обжалование в вышестоящий орган; принудительное взыскание налогов и т. д.

По некоторым моментам приведены несколько вариантов разъяснений, которые будут затем рассматриваться при утверждении итоговых результатов.

В частности, к таковым отнесен вопрос о том, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога в случае, если на момент образования недоимки у него имелась переплата по нему.

Проект предусматривает вариант разъяснений по этому поводу как благоприятный для налогоплательщиков, так и тот, который ставит в более выигрышное положение налоговые органы.
Также подобная альтернатива имеется по ситуации, когда налогоплательщик при обжаловании решения налоговой инспекции в вышестоящий орган приводит только часть из тех доводов, которые он впоследствии озвучивает в суде.

В разъяснениях планируется отразить позицию и по тем поправкам к НК РФ, которые еще не вступили в силу.

Так, с 2012 г. будут действовать положения, закрепляющие еще 1 случай, при котором налог с организации или предпринимателя взыскивается исключительно в судебном порядке.

К ним отнесена ситуация, когда обязанность платить налог возникает по результатам проверки, проведенной в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В силу НК РФ акт и сами материалы налоговой проверки направляются налогоплательщику заказным письмом только при их невозможности вручить (при уклонении от получения).

Возможно, относительно применения этих норм будет сформулирована следующая позиция.

Факт невозможности вручить названный акт и материалы должен быть зафиксирован. В противном случае их направление по почте будет рассматриваться как нарушение со стороны налогового органа.
Последствие - вероятность признания судом недействительными ненормативных актов, принятых налоговым органом во исполнение таких решений (например, решения о принудительном взыскании налога).